По мере изменений условий жизни человечества, развития образования и культуры одни правила поведения сменялись другими. Менялись и продолжают меняться взгляды на обсуждение различных жизненных вопросов: то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот [1].
Так, следуя информации из исторических источников, во времена платьев с корсетами, камзолов и шляп с перьями, шпаг и вееров следовало держать в тайне свой возраст, размер состояния, ежедневную молитву, состав используемого лекарства и т. д.
В наши времена тоже есть темы, которые неприлично выносить на обсуждение, например, рассказывать или расспрашивать о здоровье, обсуждать религию или вероисповедание, спрашивать о цене приобретенных вещей, обсуждать отсутствующих людей и т. п. [2].
При дворе Людовика XIV во время королевских приемов, гостям раздавались карточки, по которым они могли проверить правильно ли поступают в той или иной ситуации. Карточки назывались этикетками, производным, от наименования которых и стало слово ЭТИКЕТ [3].
Конечно, требования этикета не являются абсолютными: их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
В настоящее время набирает популярность деловой этикет, который формирует корпоративную культуру, поддерживает её, соблюдение которого, является зоной ответственности каждого человека. В нашем случае — это зона ответственности медицинской сестры.
Какую же роль играет деловой этикет в деятельности медицинской организации, в системе «человек-человек»? Несомненно, он помогает:
• выстраивать деловые отношения между коллегами;
• проводить эффективные переговоры и решать конфликты;
• создавать доверительную атмосферу в коллективе и высказывать уважение коллегам.
Следует подчеркнуть роль каждого сотрудника медицинской организации в формировании корпоративной культуры через соблюдение делового этикета, к которому, в первую очередь относятся: