По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 662.169

Снижение трения и износа в парах резина-металл с применением антифрикционных твердосмазочных покрытий

Прудников М.И. канд. техн. наук, генеральный директор ООО «Моделирование и инжиниринг» (Modengy) 241029, Брянск, ул. Олега Кошевого, стр. 34B, Е-mail: m.prudnikov@modengy.ru

Статья посвящена анализу использования антифрикционных твердосмазочных покрытий Modengy в парах резина-металл. Применение этих покрытий позволяет максимально снизить потери на трение, повысить ресурс конструкции и получить ряд дополнительных преимуществ: необходимый уровень антикоррозионной защиты, низкую себестоимость за счет исключения трудоемких методов финишной механической обработки, повышение КПД механизма, предотвращение прилипания резины и ее повреждения при страгивании и др.

Пары трения резина-металл получили широкое распространение в уплотнительных устройствах машиностроительной отрасли. Они применяются в манжетных уплотнениях вращающихся валов, кольцевых уплотнениях трубопроводной арматуры и пневмоприводов, в упорных подшипниках скольжения погружных насосов. Наличие резиновой обкладки и контактирующего с ней стального ротора также предусмотрено во многих винтовых насосах.

При проектировании подобных узлов необходимо одновременно решить две противоречивые задачи — максимально снизить потери на трение и в то же время обеспечить заданный ресурс и герметичность. Герметизация узлов трения осуществляется за счет плотного прилегания резиновых уплотняющих деталей к соответствующим сопряженным металлическим поверхностям. Такие уплотнения обеспечивают наиболее высокую степень герметизации, однако при этом неизбежны значительные потери энергии на преодоление сил трения при движении и снижение долговечности уплотнений.

За счет предварительного поджатия и поджатия рабочим давлением мягкие резиновые уплотнители плотно прилегают к сопряженным металлическим элементам. При движении деталей друг относительно друга в этом случае зазор, по которому могла бы происходить утечка, полностью отсутствует.

Однако при работе таких уплотнений отмечается ряд проблем, среди которых —прилипание резины к сопряженным металлическим поверхностям в состоянии покоя, необходимость приложения значительных усилий на преодоление трения и страгивания деталей с места, выдавливание резины из зоны трения в зазоры. В данных условиях резиновые уплотнения получают характерные повреждения, внешний вид которых представлен на рис. 1.

В момент запуска механизма прилипание резиновых манжет может вызвать повреждение их острой запирающей кромки.

Коэффициент трения в парах резина-металл в состоянии покоя характеризуется высокими значениями и может достигать f = 1,0…1,2. Повреждения и местные защемления уплотнений часто приводят к их разрыву и прорыву рабочей среды.

Для Цитирования:
Прудников М.И., Снижение трения и износа в парах резина-металл с применением антифрикционных твердосмазочных покрытий. Главный механик. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: