По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4.015

Снижение эксплуатационных расходов по обслуживанию тяговых электродвигателей электропоездов пригородного сообщения

П.П. Смазнов канд. техн. наук, доцент, Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС), г. Москва, ул. Образцова, 9 стр. 9.

Представлены результаты работ по снижению эксплуатационных расходов по обслуживанию тяговых электродвигателей электропоездов пригородного сообщения (ЭПС) за счет применения электрощеток из новых материалов и конструкций.

Литература:

1. Бордаченков, А.М. Коллекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов [Текст] / А.М. Бордаченков, Б.В. Гнездилов. — М., Транспорт, 1974. — 158 с.

2. Смазнов, П.П. Патент РФ №2115989. Способ изготовления щеток для электрических машин [Текст] / П.П. Смазнов, Ф.Ф. Гончарова. Опубл. в Б.И. — № 20. — 1998.

3. Смазнов, П.П. Характеристики щеточно-коллекторного узла тяговых электрических машин при использовании щеток с мономодальной пористой структурой. Дисс… канд.техн.наук [Текст] / П.П. Смазнов. — М. 1993. — 257 с.

4. Патент РФ №1647717. Щетка для электрических машин [Текст] / П.П. Смазнов, А.М. Бордаченков и др. Опубл. в Б.И. — № 17. — 1991.

5. Патент РФ № 2416847. Щетка для электрических машин [Текст] / В.Н. Жуликов, Л.Г. Козлов и др. Опубл. в БИ. — № 11. — 2011.

6. Патент РФ № 2150772. Щетка для электрической машины [Текст] /П.П. Смазнов, В.П. Степанов и др. Опубл. в Б.И. — № 16. — 2000.

Пригородное железнодорожное сообщение в современных условиях играет важнейшую роль в экономическом развитии крупных городов, областных центров и пригородных районов. Это касается в значительной степени перевозок пассажиров, проживающих в пригородных зонах и работающих в городах, а также пассажиров, проживающих в городе и имеющих дачные участки в пригороде. По степени доступности, скорости, комфортности передвижения, времени нахождения в пути, безопасности движения и стоимости пригородное сообщение является наиболее популярным видом транспорта среди пассажиров. В связи с этим становится актуальным решение путей повышения надежности и снижения эксплуатационных расходов на содержание электроподвижного состава пригородного сообщения.

ЭПС пригородного сообщения представлен электропоездами различных типов (основная доля), дизель-поездами, главным образом зарубежного производства, а также скоростными электропоездами, используемыми для пассажирского сообщения между городами и аэропортами, которые, как правило, расположены в пригороде. Популярными также становятся междугородние перевозки пассажиров электропоездами между городами.

Важную роль в электропоездах пригородного сообщения играют тяговые электродвигатели ТЭД, от работы которых существенно зависит надежность эксплуатации электроподвижного состава. Надежность ТЭД связана с работой щеточно-коллекторного узла, электрощеток. В связи с централизацией поставок щеток в локомотивных депо ТЭД электропоездов снабжаются щетками через региональные филиалы ООО «ТМХСервис», которые закупают щетки у заводов-изготовителей и распространяют их по всей сети железных дорог.

Как показал анализ положения дел в локомотивных депо, в частности в локомотивном депо Домодедово Московской ж. д., депо снабжаются для комплектации ТЭД щетками марки ЭГ2УМК предприятие — изготовитель ОАО «Урал Морган Карбон», изготавливаемыми по чертежам ИЛЕА685211255-01 размером 16 × 32 × 50 мм и ИЛЕА685241002 размером 2/10 × 40 × 50 мм.

Электрощетки ЭГ2УМК относятся к категории устаревшей продукции, имеют две стадии изготовления, в отличие от новых марок типа ЭГ61, с одностадийной стадией изготовления [1]. Технология щеток ЭГ2УМКсопряжена со значительными выделениями вредных примесей и газов, загрязняющих окружающую среду, что требует значительных средств на утилизацию отходов. По имеющейся информации («Новый регион-Екатеринбург» http: //www.nr2,ru/ inci-dents/08/03/28/all/) ОАО «Урал Морган Карбон» работает с грубыми нарушениями требований природоохранного законодательства. У ОАО отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и лицензия на сбор, использование и размещение опасных отходов. На предприятии не обеспечено надлежащее хранение отходов производства и потребления, оно не выполнило план мероприятий по достижению нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и игнорирует выполнение предписаний Ростехнадзора.

Для Цитирования:
П.П. Смазнов, Снижение эксплуатационных расходов по обслуживанию тяговых электродвигателей электропоездов пригородного сообщения. Железнодорожник. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала