Статья поступила 10.01.2017 г.
Смысл как личностное (чувственное и одновременно интеллектуальное) ядро каждого акта познания мира являет очеловечивание мира в виде перманентного процесса единения системы человек — его мир — большой или «остальной» мир в рамках одного процесса. Этот процесс становления (или, в нашем понимании, инсталляции мира) не различает субъект-объектную природу человека, включая его в общий контекст осуществляющегося бытия.
Это тем более важно при учете особенностей современного типа сознания — сознания познающего (или=сознания информационной эпохи). Карен Свасьян писал по этому поводу: «Мир и человек не различны и не разделены статусом объекта и субъекта, но суть одно: человек — высшее и целое мира, знание его о себе как мире, а философия (мир в статусе познания) — мир в статусе познания, или преображение вещей в человека (комета Галлея не просто названа в честь Галлея, но и есть Галлей)» [8. C. 10]. Несомненно, что интегрированная сущность (человек-в-мире), как и более привычная для теории культуры личность, интегрированная в культуру (человек-в-культуре) оказываются в точке пересечения личности и бытия, т. е. в точке смыслов, либо того, что обретает статус смыслов в ходе исторического движения.
В понимании отечественной классической философской мысли мир смыслов формируется сверху-вниз, предствляя собой реализацию Абсолюта в системе индивидульных картин мира и выражая себя в результатах интеллектуальной деятельности — текстах культуры. Ноосферичность (соотнесенность с Абсолютом) научной мысли не является отдельным философским наблюдением, а формирует особую пирамидальную структуру интеллектуального действия, сходного с символическим действием (в том числе в области повседневности и художественных практик), а потому — универсальную. В этом генераторе культурных смыслов пирамидальность выстраивается обратным путем (не снизу вверх, как в пирамидах социально-культурной стратификации, а сверху — вниз): от состояния интегрального чувствования мира — к состоянию его логикосмысловой (текстовой) проясненности, которую можно охарактеризовать как когнитивно-семиотическую (текстовую) кристаллизацию или кристаллизацию интеллектуального действия. Понимание наблюдаемого мира как реализации Абсолюта и потому — принципиально внесистемного пространства, насыщенного идеями, гипотезами, предположениями, виртуальными моделями, нарративами, свойственно не только собственно отечественной философской мысли, но и современной когнитивной психологии, которая рассматривает негативные состояния в виде результата экзистенциальной фрустрации, разрушительной в силу осознаваемой интеллектуальной слабости личности (В. Франкл). Этому процессу противопоставлен процесс кристаллизации интеллектуального действия, не позволяющий прекратить или фрустрировать познание, развить в болезненное состояние недостижение искомого индивидуумом гармонизированного состояния полноты Истины, Добра и Справедливости (П.Сорокин).