По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 070: 316 DOI:10.33920/pol-01-2006-06

СМИ в системе политической социализации российской молодежи

Елена Николаевна Малик кандидат политических наук, доцент, сотрудник Академии ФСО России

В статье раскрывается проблема влияния информационных потоков СМИ на процессы политической социализации молодого поколения в современной России. Выявлены условия активизации социально-политического потенциала молодежи в условиях медиатизации российского общества. Автор обозначил основные направления по оптимизации информационного воздействия масс-медиа на политические ориентации молодых граждан.

Литература:

1. Горбунов И. С. Интернет-СМИ для молодежи в России. Контент-анализ современных молодежных общественно-политических СМИ в Интернете. — Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова. 2019: 348 с.

2. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: монография. — Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова. 2013: 243 с.

3. Крестьянинова Е. Н. Влияние информационных технологий СМИ на развитие массового сознания молодежи. Социальная политика и социология. 2019; 8 (50): 162–166.

4. Малик Е. Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России: Монография. — Орел. 2009: 274 с.

5. Малькевич А. А. Информационная политика России и проблемы политической социализации молодежи. Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2015; 3 (7): 97–102.

6. Савина С. В., Масеев С. В. Средства массовой информации: аспекты воздействия на политическую культуру современной молодежи. Социально-гуманитарные знания. 2018; 11: 269–277.

7. Официальный сайт XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://youthrussia.ru/wp-content/uploads/2017/01/WFYS2017.

8. Устинович Е. С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Информационное право. 2007; 3: 12–16.

1. Gorbunov I. S. Internet media for youth in Russia. Content analysis of modern youth socio-political media on the Internet. - Moscow: Sholokhov Moscow state University. 2019: 348 p.

2. Zhilavskaya I. V. media Education of youth: monograph. - Moscow: Sholokhov Moscow state University. 2013: 243 p.

3. Krestyaninova E. N. Influence of information technologies of mass media on the development of mass consciousness of youth. Social policy and sociology. 2019; 8 (50): 162–166.

4. Malik E. N. Mass media as an Institute of political socialization of youth in modern Russia: Monograph. — Eagle. 2009: 274 p.

5. Malkevich A. A. Information policy of Russia and problems of political socialization of youth. Bulletin of Omsk University. Series: history of science. 2015; 3 (7): 97–102.

6. Savina, S. V. and S. V. Mateev media: aspects of influence on the political culture of today's youth. Social and humanitarian knowledge. 2018; 11: 269–277.

7. Official website of the XIX world festival of youth and students [Electronic resource]. — Mode of access: http://youthrussia.ru/wp-content/uploads/2017/01/WFYS2017.

8. Ustinovich E. S. Sources, methods and means of information activity of state authorities of the Russian Federation. Information law. 2007; 3: 12–16.

Изменения политической, социальной и экономической системы современной России вызвали соответствующие трансформации, в том числе в содержании и формах реализации потребностей граждан, особенно молодого поколения, в политической жизни, процессе принятия и реализации политических решений.

Значение средств массовой информации как канала связи между государством и обществом неуклонно растет. По мнению ряда исследователей, такая концепция деятельности имеет последствия в виде потери аудитории из-за утраты доверия, о чем свидетельствует отрицательная динамика подписных тиражей, количества зрителей и слушателей [2]. По мнению М. Паренти, средства массовой информации на современном этапе «отбирают большую часть информации и дезинформации, которые мы используем для оценки общественно-политической реальности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже подход к тому, что считается проблемой или явлением, во многом предопределяется теми, кто управляет миром коммуникаций» [6. С. 274].

«Масс-медиа, как важнейший инструмент реализации политического процесса, оказывают решающее воздействие на политические ориентации молодого поколения. Деятельность СМИ способна оказать непосредственное влияние на сознание молодых людей, видение ими политической реальности путем формирования личностных оценок на материале конкретных актуальных событий» [4. С. 102].

Так или иначе, средства массовой информации в первую очередь информируют население, процесс и качество сообщаемой информации напрямую зависят от принятого в том или ином регионе информационного порядка, который в свою очередь формируется с учетом норм государственной политики в установленной сфере деятельности.

Стоит сказать, что современные молодежные СМИ формируют модели поведения, создают образы публичных людей, продвигают бренды. Это в значительной степени элемент бизнес-концепции медиа, в которой потребительское поведение молодежи способствует получению прибыли. Потребительская активность молодежи выступает серьезным критерием как для редакторов журналов, так и для рекламодателей, активно сотрудничающих с популярными СМИ. В связи с этим информационный материал направлен не на удовлетворение потребностей читателей, а лишь на их формирование. Данные обстоятельства указывают на следующую специфику молодежной периодической печати:

Для Цитирования:
Елена Николаевна Малик, СМИ в системе политической социализации российской молодежи. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: