*По материалам: Его не забудут // Вузовский вестник. 2016. № 17 (257). С. 14. URL: http://www.vuzvestnik.ru/arch/2016/VV_17_2016.pdf.
Еще до того как официально вступить в должность министра, Ливанов дал интервью «Российской газете», в котором, в частности, сказал, что число студентов, обучающихся в вузах за счет государства, необходимо уменьшить в два раза. Это заявление немедленно сделало Ливанова врагом КПРФ (на всем протяжении работы чиновника в министерстве партия делала заявления с резкой критикой его деятельности), при том что реальных мер по сокращению бюджетных мест, судя по всему, принято не было: если в 2013 году их в России было 491 тыс., то в 2017-м, согласно заявлению министерства, будет 575 тыс. Тем не менее Ливанову постоянно приходилось опровергать слухи о скорых сокращениях — последний раз министр выступил по этому поводу за две недели до отставки, в начале августа.
Ливанов критиковал устройство Российской академии наук, еще будучи заместителем тогдашнего министра образования и науки Андрея Фурсенко, в середине 2000-х, — и именно ему в качестве главы министерства пришлось осуществлять масштабную и неоднозначную реформу академии. Здесь министра снова подстерегала риторическая неудача — Ливанову даже пришлось извиняться, после того как члены академии обиделись на его слова о том, что РАН в ее прежнем виде представляла собой хозяйственный институт. В результате реформы было создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое теперь управляет имуществом РАН и подведомственных ей институтов; саму академию при этом объединили с Российской академией медицинских наук и Российской академией сельскохозяйственных организаций. Реформу активно критиковали многие члены РАН и ученые, которые, в частности, были недовольны тем, что их деятельностью теперь будут заправлять чиновники; некоторые академики заявили о своем отказе становиться членами новой РАН; в городах России проходили акции протеста против изменений. Также существовала версия, что реформа была местью директора Курчатовского института Михаила Ковальчука, близкого к Владимиру Путину, академикам — якобы за то, что его не избрали членом РАН. Уже в 2016 году более 100 ученых направили президенту открытое письмо, в котором упрекают ФАНО в развале российской науки и требуют переподчинить ее РАН.