Переход Российской Федерации на рыночные отношения оказал существенное влияние на экономическую политику в целом и в сфере ценообразования в частности. Политика ценообразования в строительной отрасли является частью общей ценовой политики России, и она вытекает из принципов ценообразования, являющихся общими для всех отраслей. Одновременно с этим механизм ценообразования в строительной сфере обладает рядом особенностей. К которым возможно отнести:
• Большое многообразие строительной продукции
Каждый строительный объект обладает рядом особенностей и является уникальным. Даже в случае с объектами, постройка которых осуществляется на основании типовых проектов, они являются уникальными, т. к. осуществляется их привязка к определенной местности. Из данной особенности следует, что каждый из объектов имеет свою, индивидуальную стоимость.
• Высокая материалоемкость строительной продукции
В связи с высокой материалоемкостью существует необходимость осуществлять постоянный мониторинг цен, устанавливаемых на стройматериалы, в целях выявления их влияния на себестоимость строительной продукции и, как следствие, итоговую цену.
• Длительность производственного цикла
Данная особенность состоит в том, что проектная стоимость в условиях инфляции часто не совпадает с фактической. В связи с этим участники инвестиционного процесса вынуждены учитывать данный фактор в ходе формирования стоимости строительной продукции.
• Участие в формировании цен одновременно нескольких заинтересованных компаний
В процессе формирования цен на строительную продукцию участие принимает одновременно несколько заинтересованных компаний — это проектные и подрядные организации, а также застройщики, при этом каждый из них преследует свои коммерческие интересы, в связи с чем окончательная стоимость строительной продукции формируется исходя из компромисса, достигнутого заинтересованными сторонами.
До начала 1991 г. на территории страны действовала система сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли, которая базировалась на фиксированных тарифах, оптовых ценах и иных элементах стоимости, не меняющихся на протяжении продолжительного промежутка времени.