Динамично меняющаяся экономика заставляет бизнес постоянно совершенствоваться, иначе будущее может наступить раньше, чем руководители будут к нему готовы (табл. 1).
в условиях конкуренции необходимо, чтобы каждый сотрудник компании решал не только оперативные, но и стратегические задачи, а реализация стратегии стала обязанностью. Для этого система мотивации должна трансформировать ее в реальные действия путем доведения задач до персонала в показателях сбалансированной системы (табл. 2).
Сбалансированная система показателей Каплана Р. С. и Нортона Д. П. [3] признана значительным вкладом в развитие менеджмента, получив широкое распространение на Западе, вошла в российскую практику управления, заменяя классический метод планирования по целям. Сформированы определенные подходы к разработке и внедрению, выявлена российская специфика проведения подобных проектов [2].
Среди основных трендов рынка труда, по данным исследования 2023 г. [4]: расширение штата сотрудников и поиск замен (80% работодателей), сократили персонал 9% компаний. По мнению опрошенных работодателей, сложнее стало привлекать и удерживать персонал, выросли требования специалистов к сумме вознаграждений. В этой связи треть предприятий предлагали повышение дохода, расширение функционала, больше внимания уделяли обучению для продвижения на другие должности. Для своевременной выплаты зарплат, оплаты соцпакетов почти половина работодателей увеличили бюджеты на мотивационные программы, в которые включали медицинские страховки, оплату мобильной связи, страхование жизни. Сократили выплаты 26% из числа опрошенных компаний. Действия работодателей в целом удовлетворили почти 70% профессионалов.
Основные тезисы устойчивого развития современных полипоколенческих коллективов: многообразие, равенство, инклюзивность. Все больше компаний уделяют внимание вопросам равных возможностей и разнообразию в компенсации, чтобы создать более инклюзивную и справедливую рабочую среду. Трендами в области компенсаций и льгот стали [5]: разработка систем для привлечения и удержания таких целевых аудиторий, как молодые специалисты и специалисты рабочих профессий. Кроме того, внедрение долгосрочных программ мотивации, систем премирования сотрудников по уровню прибыли компании, гибких и персонализированных пакетов льгот. Грейдирование должностей, переход к оплате за навыки и компетенции. Автоматизация управления системой и применение искусственного интеллекта, в том числе для разработки ценностного предложения работодателя.