Зачастую высшие учебные заведения имеют в оперативном управлении служебные жилые помещения, и передают их своим сотрудникам в аренду по договорам найма. Рассмотрим, подлежат ли государственной регистрации такие договоры.
В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат в том числе возникающие на основании договора ограничения прав и обременения недвижимого имущества, включая наем жилого помещения (ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон № 218-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 674 ГК РФ ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положения ст. 51 Закона № 218ФЗ также предусматривают особенности государственной регистрации обременения жилого помещения, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Буквальное толкование приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что обременение жилого помещения, которое возникает на основании договора найма такого помещения (кроме договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования), подлежит государственной регистрации в случае, если договор найма заключен сроком на один год или на период более одного года. Иными словами, государственная регистрация найма жилого помещения требуется при условии, что договор найма заключен на определенный (конечный) срок, равный одному году или превышающий этот период.