Проблема служб здравоохранения по месту работы впервые была определена в Рекомендации МОТ № 112 о службах здравоохранения на предприятиях (1959 г.). Им отводилась преимущественно профилактическая функция, а также содействие физической и психологической адаптации работников, их профессиональному отбору и ориентации (см. официальный сайт Международной организации труда).
При этом нельзя не отметить позитивную роль в решении проблемы служб здравоохранения по месту работы Всемирной организации здравоохранения.
ВОЗ определяет основные цели охраны здоровья трудящихся:
1) поддержание и укрепление здоровья трудящихся и их способности к труду;
2) улучшение условий труда и обеспечение безопасной работы.
Статья 3 Конвенции МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.) предусматривает создание службы гигиены труда в соответствии с национальными законодательством и практикой.
В соответствии со ст. 1 Конвенции МОТ № 161 «О службах гигиены труда» (1985 г.) термин «службы гигиены труда» означает службы, на которые возложены в основном профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам:
• требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом;
• приспособления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья.
При этом каждый член МОТ разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в отношении служб гигиены труда и обязуется постепенно развивать службы гигиены труда для всех работников, в том числе государственного сектора и членов производственных кооперативов, во всех отраслях экономической деятельности и на всех предприятиях. Проводимые меры должны быть достаточными и учитывать специфические потенциальные опасности, имеющие место на этих предприятиях.