В рекомендациях Американской Ассоциации по сердечно-легочной реанимации (СЛР) и неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях 2010 года подчеркивается важность качественного выполнения СЛР и изменения последовательности А-В-С на С-А-В. Мы хотели бы привести одно клиническое наблюдение [2].
14 мая 2014 года в 08:57 поступил вызов к больному К., 48 лет с поводом «умирает» на рабочем месте. Вызов был передан бригаде реанимации и интенсивной терапии.
На момент осмотра 09:12, больной находился в состоянии клинической смерти, по ЭКГ (рис. 1): крупноволновая фибрилляция желудочков.
Фельдшером ФАП проводились реанимационные мероприятия, т. к. больной был без сознания, дыхание и сердечная деятельность отсутствовали.
Из анамнеза: в 2009 году больной перенес острый инфаркт миокарда, неоднократно лечился стационарно. Лечение амбулаторно получает нерегулярно. В настоящее время около часа назад стал отмечать жгучие боли за грудиной, прием нитратов без эффекта. Внезапно через 15–20 секунд больной потерял сознание, появились судороги, расширение зрачков, прекращение дыхания и сердечной деятельности.
Медицинскими работниками БР и ИТ продолжены реанимационные мероприятия по алгоритму фибрилляция желудочков:
1. ИВЛ, ЗМС в течение двух минут 5 циклов 30:2,
2. дефибрилляция аппаратом с бифазной формой импульса 200 Дж трижды через каждые 2 минуты реанимации,
3. после третьего разряда введен раствор адреналина 1,0 в/в на физиологическом растворе, раствор кордарона 150 мг в/в.
4. вновь с 1-го пункта: ИВЛ, ЗМС, дефибрилляция, лекарственные препараты (адреналин, кордарон) [1].
На ЭКГ во время реанимационных мероприятий регистрировалась крупноволновая фибрилляция желудочков, на 10 минуте реанимации – желудочковая тахикардия.
В 09:50 произошло окончательное восстановление сердечной деятельности: АД – 90/60 мм рт. ст., ЧСС – 96 в мин. Дыхание самостоятельное с ЧД – 20 в мин, больной пришел в сознание.
На ЭКГ ритм синусовый с ЧСС 90 в мин., единичные предсердные экстрасистолы, гипертрофия миокарда левого желудочка. Признаки острого крупноочагового нижнего инфаркта миокарда (рис. 2).