По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Сложные вопросы в работе специалиста отдела кадров медицинской организации: проблемы допуска врачей и провизоров к выполнению должностных обязанностей после обучения в интернатуре

Ольга Петровна Абаева д-р мед. наук, доцент, профессор кафедры экспериментальной и ядерной медицины Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Abaevaop@inbox.ru

В работе специалиста отдела кадров медицинской организации при прохождении контрольноразрешительных процедур имеют место проблемы, связанные с допуском врачей и провизоров к выполнению должностных обязанностей после обучения в интернатуре. Как правило, такие проблемы связаны с нарушениями нормативно-правовых актов, произошедшими много лет назад. Тем не менее такие ситуации могут повлечь за собой последствия для работника и работодателя. В статье приведен полный анализ нормативно-правовой базы за последние 35 лет, что позволит специалисту отдела кадров быть полностью компетентным при возникновении подобных проблем.

Литература:

1. Кузнецова О. В., Самойлов А. С., Романов С. В., Абаева О. П. От сертификации к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО // Медицина экстремальных ситуаций. — 2018. — Т. 20. — № 4. — С. 551–558.

2. Романов С. В., Самойлов А. С., Кузнецова О. В., Абаева О. П. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет: Учебное пособие. — СПб.: СпецЛит, 2018. — 55 с.

3. Романов С. В., Карякин Н. Н., Абаева О. П. Оплата труда медицинских работников: Учебное пособие. — СПб.: СпецЛит, 2017. — 95 с.

4. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П. Нормативно-правовое регулирование допуска врачебных кадров к профессиональной деятельности. — М.: Миклош, 2010. — 68 с.

5. Филиппов Ю. Н., Абаева О. П., Хазов М. В., Мурыгина М. М. Рабочее время персонала медицинских организаций: учебное пособие. — СПб.: СпецЛит., 2014. — 167 с.

6. Нормативно-правовые акты

7. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утратил силу).

8. Постановление Совета Министров СССР от 10.02.1967 № 130 «Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов» (утратил силу).

9. Приказ Минздрава СССР от 20.01.1982 № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» (с положениями «Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов») (утратил силу).

10. Приказ Минздрава России от 24.07.1997 № 217 «О совершенствовании послевузовской подготовки кадров в интернатуре» (утратил силу).

11. Приказ Минздрава России от 27.08.1999 № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (утратил силу).

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.03.2008 № 112н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (утратил силу).

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"».

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"».

18. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

19. Приказ Минздрава России от 25.02.2016 № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

20. Приказ Минтруда России от 21.03.2017 № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"».

21. Приказ Минтруда России от 27.03.2017 № 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"».

Актуальность. Современный этап развития здравоохранения предъявляет высокие требования к специалистам кадровых служб медицинских организаций, от уровня квалификации которых зависит не только соблюдение требований трудового законодательства [3, 5]. Работа кадровика во многом определяет также успешность прохождения их работодателями контрольно-разрешительных процедур, качественное и своевременное внесение необходимой информации в многочисленные реестры. В то же время сложность нормативно-правовой базы и ее постоянные изменения создают многочисленные проблемы в кадровой работе. При этом одним из наиболее сложных вопросов является правомочность допуска медицинских работников к выполнению должностных обязанностей после прохождения необходимого обучения [1]. Имевшие место много лет назад нарушения каких-либо нормативно-правовых актов, давно прекративших свое действие, могут привести к неблагоприятным последствиям для работника и (или) работодателя в достаточно отдаленном временном периоде [2, 4]. Для работников подобное, как правило, связано с изменением места работы или обращением в аттестационную комиссию; для работодателя — с прохождением какой-либо проверки. Одной из наиболее часто встречающихся проблем является нарушение при прохождении врачами или провизорами интернатуры, в связи с чем целью настоящей статьи является изложение норм и правил прохождения ранее врачами данной формы подготовки [2, 4].

Интернатура как форма послевузовской подготовки существовала в нашей стране на протяжении более полувека. Само понятие «врач-интерн» появилось в конце 60-х гг. ХХ в., когда в ряде медицинских образовательных учреждений высшего образования данная форма обучения осуществлялась в порядке эксперимента на основании постановления Совета Министров СССР от 10.02.1967 № 130 «Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов»). Среди нормативных документов тех лет для сотрудников кадровых служб медицинских организаций сохраняет актуальность приказ Минздрава СССР от 20.01.1982 № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» (с положениями «Об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов»), поскольку многие врачи, обучавшиеся в интернатуре период его действия, продолжают свою трудовую деятельность до настоящего времени.

Для Цитирования:
Ольга Петровна Абаева, Сложные вопросы в работе специалиста отдела кадров медицинской организации: проблемы допуска врачей и провизоров к выполнению должностных обязанностей после обучения в интернатуре. ГЛАВВРАЧ. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: