По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сложности и бифуркационность положений законодательства о местном самоуправлении

Николай Александрович Попов магистр права, практикующий юрист, г. Рязань

Законодательство РФ о местном самоуправлении обновили, предусмотрев переходный период, во время которого будут действовать нормы как старого, так и нового нормативного правового акта. Анализируя данные показатели, мы видим, что до 2027 года сохраняют силу нормы, регламентирующие полномочия ОМСУ. До этого периода местное самоуправление должно привести свои нормативные акты в соответствие с требованиями федерального законодательства. Что касается территориальной организации, то данные форматы функционирования возлагаются на субъекты РФ. Они в своих законах могут определять, как будет выглядеть конфигурация муниципальных органов власти. При этом предполагается возможность объединения муниципальных образований в округа, упразднения муниципальных районов при образовании округов, сохранения прежних названий для вновь созданных муниципалитетов. На время до 2027 года будут действовать переходные меры — выборы глав и депутатов поселений и районов не производятся (кроме довыборов). Представительные органы — их сроки полномочий сохраняются до истечения мандата. Есть возможность продления полномочий на два года или передачи функций районным ОМСУ (если принято решение о досрочном прекращении полномочий). Также предполагается возможность формирования новых структур ОМСУ. В этом случае численность депутатов вновь созданных округов не может быть меньше, чем в прежних муниципальных районах, а в административных центрах расформированных поселений будут созданы территориальные органы местной администрации.

Обновленное законодательство о местном самоуправлении, надо подчеркнуть особо, вступает в силу не одномоментно.

Сейчас в вопросах регулирования местного самоуправления фактически действуют положения сразу нескольких нормативных актов. Разберемся в этой градации.

Статьи 14–18 старого закона продолжают работать до 1 января 2027 года. Это означает, что регламентация полномочий органов местного самоуправления разных уровней пока остается прежней.

До этого периода местные органы власти обязаны привести положения своих нормативных актов, регламентирующих работу, в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Законодатель подчеркивает: «Со дня вступления в силу … Федерального закона [№ 33 “Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти”] могут быть приняты законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие территориальную организацию местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации с осуществлением местного самоуправления в отдельных видах муниципальных образований… на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельного муниципального района».

Со дня вступления в силу ФЗ № 33 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»:

• новые выборы глав поселений, муниципальных районов, депутатов поселений и муниципальных районов не назначаются и не производятся (исключая довыборы, а также выборы главы муниципального образования);

• представительные органы работают до истечения срока своих полномочий, предусмотренных уставами.

Закон субъекта Федерации, принятый региональными властями, должен предусматривать формирование новой системы ОМСУ, учитывая истечение сроков полномочий представительных органов и т. д.

Также законом могут быть предусмотрены:

• продление срока полномочий отдельных субъектов, но не более чем на два года;

Для Цитирования:
Николай Александрович Попов, Сложности и бифуркационность положений законодательства о местном самоуправлении. Глава местной администрации. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: