В каждом взрослом человеке заложен свой набор личных качеств. Отчасти это генетический багаж, переданный по наследству, частично — результат жизненного пути. В любом случае далеко не каждому дана учительская жилка. Речь не о профессии педагога, а именно об умении передавать новому поколению знания и опыт. Не формально и по причине должности, а, что называется, по зову души.
Можно быть настоящим профессионалом своего дела, поражающим мастерством знакомых и случайных зрителей. На свете существует несчетное число занятий, где всегда проявляется индивидуальность. Повар, плотник, кузнец, портной, стеклодув, реставратор, художник, дизайнер, журналист… Да что там говорить — у любого классного врача, монтажника или слесаря найдется в личном арсенале свой комплект эксклюзивных наработок. Но вот «зажечь» собеседников, а тем более только познающую мир группу школьников, — это особое качество. И лишь владеющий им мастер может с гордостью именоваться наставником.
Одержимых людей, с увлеченностью рассказывающих о нюансах своей профессии, нередко считают чудаками. Некоторым «рутинщикам» кажется, что их странный коллега теряет время, распыляет силы. А главное — зачастую не имеет со своих оптимистичных лекций никакого материального вознаграждения. Действительно, времена у нас давно пришли практичные. И те же учителя, по вечерам занимающиеся репетиторством, часто думают о личной почасовой ставке, а не о переданных троечнику знаниях.
Но в мире расчетов и циничных представлений о карьере душевный огонь мастера становится только ценнее. Даже мечтами о красивой жизни трудно перебить настоящую заинтересованность активного молодого человека в какой-либо профессии. И если на пороге своей самостоятельности он встретится с горящими глазами успешного специалиста — такая «сцепка» обязательно принесет взаимные бонусы. Ученик или стажер получит мощный и позитивный стартовый толчок, а сам наставник — ничем не соизмеримое ощущение востребованности.
Поэтому успешную практику передачи опыта и навыков логично не просто поддерживать, а при любой возможности развивать. Замечательно, если зрелый профессионал получает за свои уроки какую-либо добавку к зарплате. Но не менее важно поощрять неравнодушных людей и морально, подчеркивая их бесценный «донорский» дар.