По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Слово редактора

А.В. Костина главный редактор

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ ЖУРНАЛА «УЧЕНЫЙ СОВЕТ»!

В данном номере большое внимание уделяется развитию языка в условиях новой информационной и цифровой среды. Цифровая трансформация проявляется и в сфере образования. Именно цифровые технологии и электронная информационно-образовательная среда в условиях функционирования вузов в «удаленном» формате в период пандемии стали для образовательных организаций единственной технологией, позволяющей реализовать учебные планы в полном объеме, а также выступили в ситуации самоизоляции одним из средств, позволивших противодействовать распространению пандемии коронавируса. Кроме того, цифровые технологии существенно сократили последствия дистанционного образования — общение со студентами на цифровых платформах и визуальный контакт всех участников образовательного процесса смягчили сложность того периода. Это плюсы. Они объективны, так как позволили существенно снизить негативный эффект «шока самоизоляции». Эти плюсы были проанализированы и представлены в докладе «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее», размещенном на сайте Министерства науки и высшего образования РФ. Однако цифровизация образования имеет и ряд «побочных эффектов», требующих исследования — таких, как цифровое неравенство, как сохранение персональной информации обучающегося, связанной с его образовательным маршрутом, как адаптивное обучение и прокторинг. 30 октября 2020 г. на том же ресурсе размещены материалы нового доклада «Высшее образование: уроки пандемии», где представлены оперативные и стратегические меры по развитию высшего образования в условиях вызовов современности. Одни из них можно поддержать — к примеру, предоставление обучающемуся возможности самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию, используя для этого, в том числе, цифровые образовательные платформы. Другие требуют всесторонней проработки. Среди них — положение о таком принципиальном изменении в системе высшего образования, как «появление новой — цифровой — дидактики», изменение роли преподавателя и появление «таких моделей, как тьютор, фасилитатор, модератор учебного процесса». Представляется все же, что цифровые технологии должны органично дополнять личное общение преподавателей и студента, но они не должны заменять его. Важно, что этот тезис является одним из ведущих и для профильного министерства — по слову Министра Просвещения Сергея Кравцова, «мы стали развивать цифровую образовательную среду, но… мы не отказываемся от традиционной формы обучения».

Для Цитирования:
А.В. Костина, Слово редактора. Ученый совет. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: