УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ ЖУРНАЛА «УЧЕНЫЙ СОВЕТ»!
Тема номера связана с интеграцией в образовательном пространстве, что является не просто интересной в профессиональном плане проблемой, но и процессом, чрезвычайно полезным с точки зрения развития самой образовательной системы. Однако в этом процессе можно выделить несколько сложных и в чем-то противоречивых моментов. Безусловно, эффективность образования возрастает при восприятии обучающимся различных научных систем, излагаемых в качестве образовательных моделей ведущими учеными и специалистами в своих областях знания. С другой стороны, образование всегда культурно и исторически опосредовано — из всего арсенала знаний передается и, главное, усваивается в первую очередь то, что соответствует мировоззренческим и этическим установкам индивида, формируемым в поколениях. С одной стороны, образование является предельно динамичной системой — для того, чтобы быть эффективным и полезным, оно должно учитывать изменения, происходящие в научном знании и в самом обществе. В то же время, образование — это одна из самых консервативных систем — прежде, чем стать содержанием программы дисциплины и быть представленным обучающимся, любая теория и научное открытие должны пройти длительный путь апробации. Опять же — как сочетать разные системы ценностей различных народов, которые в имплицитном виде содержатся в знании, особенно, в гуманитарном, составляя его основу?
Несмотря на наличие подобных тенденций, а также на сложность самих интеграционных процессов в образовательном пространстве, они являются весьма продуктивными, решающими как образовательные задачи (такие, как возможность прослушать лекции ведущих ученых в изучаемой области знаний!), так и коммуникационные, социальные. Если про науку как формирующую диалог культур говорить, безусловно, возможно, то образование фактически является самим диалогом. И именно диалог — это та форма коммуникации, в том числе, научной и образовательной, которая востребована сегодня как никогда ранее. Именно в науке и университетской среде воплощаются основные особенности диалога — равенство агентов коммуникации, направленность на установление понимания, отказ от логики конфронтации и утверждение логики компромисса и сотрудничества, опора на равенство идеологий и культур, нацеленность на предотвращение различных социальных катаклизмов — как локальных, так и глобальных.