По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Слово редактора

А.В. Костина главный редактор

Одной из самых острых проблем высшей школы является проблема цифровой экономики и подготовки для нее высококвалифицированных кадров. Представители бизнеса, руководители университетов, чиновники Минобрнауки обсуждали эту проблему на форуме «Кадры для цифровой экономики 1.2». Проблема цифровизации экономики и цифровизации образования все время находится в центре внимания как общественности, так и руководителей разного уровня. Начинать нужно, по мнению чиновников от Минобрнауки, с самых начальных ступеней образования, однако здесь дела обстоят достаточно благополучно: многие учебники переведены в цифровой формат, равно как и фонды оценочных средств. С вузами сложнее, так как не определено, какими компетенциями должны обладать специалисты для этой сферы, поскольку владения IT-технологиями здесь явно недостаточно — нужно понимать тенденции развития конвергентных технологий и самостоятельно ставить и решать сложные задачи в этой сфере. И хотя базовый вариант компетентностной модели такого специалиста уже создан, как сообщил специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития и руководитель Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Дмитрий Песков, эта модель все же не до конца отлажена. Для самого же процесса подготовки участник форума, руководитель компании «1С» Борис Нуралиев предложил оригинальный способ — сформировать цифровые кафедры по аналогии с военными.

По мнению большинства участников форума, например, заместителя руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Владислава Онищенко, декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, образование должно ориентироваться на сильного и, главное, мобильного заказчика — на бизнес, а государство должно сделать более простой систему финансирования образования в цифровой сфере.

В итоге можно отметить следующее: форум еще раз подтвердил, что процесс подготовки кадров для цифровой экономики и сама цифровизация образования — процессы, в которых мы все или уже участвуем, или будем вовлечены в них в самое ближайшее время. Цифровизация образования, несмотря на многие «побочные эффекты» ее внедрения, обладает и безусловными плюсами. Они проявляются при развитии дополнительного образования, курсов переподготовки и повышения квалификации, при подготовке новых граждан. Цифровое обучение обеспечивает не только доступность — и финансовую, и территориальную, — но также персонализацию подхода и возможность непрерывного образования. Поэтому многие выбирают именно его цифровые — дистанционные — формы. А это значит, что цифровые компетенции как составляющую не только профессионального профиля специалиста, но и его универсального профиля мы должны формировать уже сегодня. Это требование и Стратегии научно-технологического развития РФ, и национальной программы «Цифровая экономика РФ», и федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в национальный проект «Образование».

Для Цитирования:
А.В. Костина, Слово редактора. Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: