В нашем журнале мы публикуем значительное число материалов, связанных с аккредитацией образовательных программ в вузах. Это обусловлено тем, что в настоящее время система аккредитации находится в центре многочисленных дискуссий, в том числе на самом высоком уровне. Критика этой процедуры связана в основном с огромными объемами документации, которые готовятся к аккредитации, а также с фиксацией скорее формальных, чем содержательных вопросов — например, выявлением случаев чтения лекций старшим преподавателем, а не доцентом или профессором. Однако отметим, что все эти требования обозначены во ФГОС и их выполнение является обязательным для вузов, какими бы формальными они ни казались. Какие положительные моменты аккредитации являются безусловными? Проверка качества образования и выполнение всех требований законодательства, в том числе Федеральных государственных образовательных стандартов. Нужно отметить, что сама подготовка к аккредитации для вузов — для их сотрудников и преподавателей — становится своеобразными «курсами повышения квалификации», когда многие несущественные на первый взгляд составляющие системы образования переосмысливаются и им придается должное значение, когда внимательно изучаются стандарты, все законы и подзаконные акты. Кроме того, аккредитация показывает верность соблюдения всех процедур, связанных с управлением персоналом, в том числе процедур избрания по конкурсу научно-педагогических и научных работников.
Однако необходимость модернизации системы аккредитации осознается и в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре), глава которой Сергей Кравцов неоднократно сообщал о том, что в 2019 году планируется переход на государственную аккредитацию образовательной деятельности в электронном виде; что ведется работа по установлению полномочий экспертов, которые должны не только обладать опытом работы в образовательной сфере, но и участвовать в научно-исследовательской деятельности; что планируется привлечение к экспертной деятельности представителей работодателей и экспертных организаций. Предложения по совершенствованию системы аккредитации вузов еще в ноябре 2018 года обсуждались в Российском союзе ректоров, где президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий предложил рассмотреть вопрос о создании Национального совета по вопросам государственной аккредитации образовательной деятельности. Позже была выдвинута также идея о ранжировании вузов при проведении аккредитации и применении к ним разных аккредитационных процедур.