Многие российские компании, располагающие производственной и сырьевой базой, достаточной для того, чтобы стать игроками глобального уровня, уже достигли той стадии развития, когда им необходимо многократно усилить свою финансовую мощь и влияние в отрасли в глобальном масштабе. Достигнуть этой цели они могут за счет консолидации в рамках основного направления бизнеса, что уже и происходит в сырьевых отраслях, где крупные российские компании приобретают активы в самых разных регионах мира.
Нельзя не отметить значительные усовершенствования, происшедшие в последние годы в практике слияний и поглощений и управления портфелем целого ряда российских компаний. Все чаще, выбирая объект приобретения, они руководствуются корпоративной стратегией, тщательнее структурируют сделки и проводят интеграцию.
Неудивительно, что максимального соответствия международной практике достигли российские компании, ориентированные на рост за счет привлечения финансирования на международных фондовых рынках. Они решительно избавляются от непрофильных активов и практикуют слияние и поглощение в рамках основного бизнеса. Так, российская компания «Вимм-Билль-Данн», специализирующаяся на выпуске безалкогольных напитков и молочных продуктов, прежде чем выйти на открытый рынок, распродала активы в пивном и банковском бизнесе.
Значительные изменения претерпевают и многие диверсифицированные группы. В последние 2–3 года наметился переход от конгломератов к более упорядоченным холдинговым и вертикально-интегрированным структурам. Диверсифицированные группы определяются с окончательным набором отраслей присутствия, стараясь вести поглощения с учетом уже имеющихся навыков, возможностей и активов, формируют критерии отбора кандидатов на слияния и поглощения.
Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого предпринимателя и любого бизнеса. Однако, чтобы такое расширение происходило тем или иным путем (см. рисунок), необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами.