По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.04 DOI:10.33920/pro-2-2109-06

Сквозная конструкторская подготовка: от начертательной геометрии до компьютерного моделирования режущего инструмента

Юренкова Л. Р., канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, е -mail: julia-nebova@mail.ru
Морозов И. В., МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Коробов Д. А., МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Джоджуа Д. Т., МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

Современные тенденции развития техники основаны главным образом на успешной инженерной деятельности. Сочетание самых современных компьютерных технологий и традиций использования карандаша, рисунка, чертежа и, конечно, живой плодоносящей мысли — гарантия воспитания настоящего Инженера. С одной стороны, образовательные технологии в инженерных университетах на начальном этапе должны базироваться, по нашему глубокому убеждению, на школьной геометрии. С другой стороны, начертательная геометрия и инженерная графика должны содержать примеры для погружения в выбранную специальность. По приказу Министерства образования и науки РФ 10 лет назад в московских школах были организованы инженерные классы, к работе в которых были привлечены преподаватели технических университетов. Создание инженерных классов вызвано необходимостью привить учащимся интерес к инженерной профессии. Для успешного решения этой задачи необходимо повысить уровень знаний учащихся по геометрии и черчению. На базе этих предметов следует развить конструкторские навыки и умения с использованием средств компьютерного моделирования. Результатом этого сотрудничества должно быть привлечение школьников к участию в конкурсах, олимпиадах. На кафедре «Инженерная графика» МГТУ им. Н. Э. Баумана накоплен 30-летний опыт сотрудничества с профильными школами с целью развития интереса учащихся к инженерной профессии. В статье приведен пример внедрения в учебный процесс при изучении геометрии в школе и начертательной геометрии в техническом университете распространенного режущего инструмента — сверла, на котором продемонстрирована глубина инженерной мысли, сформированной на протяжении тысячелетней истории. На сверле, как на объекте, доступном для понимания первокурсниками, приведены основные знания из начертательной геометрии. Кроме того, затронута проблема, связанная с совершенствованием технологии сквозного обучения на всем протяжении получения инженерного образования.

Литература:

1. Что такое сверло, история создания. Эл. ресурс. URL: https:// sverlim. pro/chto-takoe-sverlo-i-istoriyasozdaniya/ (дата обращения: 29.05.2021).

2. Осевой инструмент. Эл. ресурс. URL: http://nplit.ru» books» item. (дата обращения: 29.05.2021).

3. Грановский, Г. И., Грановский, В.Г. Резание металлов. — Москва: Высшая школа, 1985. — 304 с.

4. Бурлай, В. В., Максутова, Р. А., Седов, Л. А., Юренкова, Л.Р. Винтовая линия и поверхность. Формы и устройства с участием винтовой поверхности: учеб. пособие. — Москва: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — 44 с.: илл.

5. Фролов, С.А. Начертательная геометрия (высшее образование): учебник. — 3‑е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — 286 с.

6. Бубенников, А.В. Начертательная геометрия: учебник для втузов. — Москва: Высшая школа, 1985. — 288 с.

7. Левицкий, B. C. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. — Москва: Высшая школа, 2006. — 429 с.

8. Федоренков, А. П., Полубинская, Л. Г. Autodesk Inventor. Шаг за Шагом. — М.: изд-во: ЭКСМО, 2008. ISBN: 978‑5‑699‑30582‑7. — 336 с.

9. Гузненков, В. Н., Винцулина, Е. В., Журбенко, П.А. Autodesk Inventor 2016. — Москва: ДМК-Пресс, 2017. — 124 с.

10. Ryan, Daniel L. ModernGraphic Communications ACAD Approach Пер. с англ. — Москва: Мир, 1989. — 391 с.: илл.

11. Аристов, В. М., Бурлай, В. В., Юренкова, Л.Р. Основы построения чертежей: учеб. пособие. Допущено учебно-методическим объединением по образованию. — Москва: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. — 168 с.

12. Бурлай, В. В., Юренкова, Л.Р. Учитесь чертить, или Первый шаг в машиностроительное черчение: учебное пособие. — Москва: Изд. МГОУ, 2008. — 188 с.

13. Бурлай, В. В., Юренкова, Л. Р. Справочное пособие по машиностроительному черчению: учеб. пособие. — Москва: Российский новый университет, 2007. — 212 с.

14. Юренкова, Л.Р. Ортогональные проекции и 3D-моделирование в стереометрии: уч. пособие. — Среднее образование. — Изд-во Инфра-М. — 2020. — 136 с.

15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 448 с.

1. Chto takoe sverlo, istoriya sozdaniya. El. resurs. URL: https://sverlim. pro/chto-takoe-sverlo-i-istoriya-sozdaniya/ (data obrashcheniya 29.05.20211g.)

2. Osevoj instrument. El. resurs. URL: http://nplit.ru» books» item. (data obrashcheniya 29.05.20211g.)

3. Granovskij, G. I., Granovskij, V.G. Rezanie metallov. — M: Vysshaya shkola 1985. –304 s.

4. Burlaj, V. V., Maksutova, R. A., Sedov, L. A., Yurenkova, L.R. Vintovaya liniya i poverhnost». Formy i ustrojstva s uchastiem vintovoj poverhnosti: ucheb. Posobie. — M.: izd. MGTU im. N. E. Baumana, 2010. — 44 s.: il.

5. Frolov, S. A. Nachertatel»naya geometriya. (Vysshee obrazovanie) Uchebnik. — 3‑e izd., pererab. i dop. — M.: INFRA-M, 2007. — 286 s.

6. Bubennikov, A. V. Nachertatel»naya geometriya. Uchebnik dlya vtuzov. M.: Vysshaya shkola, 1985. — 288 s.

7. Levickij, B.C. Mashinostroitel»noe cherchenie i avtomatizaciya vypolneniya chertezhej. — M.: Vysshaya shkola, 2006. — 429 s.

8. Fedorenkov, A. P., Polubinskaya, L.G. Autodesk Inventor. SHag za SHagom. M.: izd-vo: EKSMO. 2008. ISBN: 978‑5‑699‑30582‑7. 336 s.

9. Guznenkov, V. N., Vinculina, E. V., Zhurbenko, P.A. Autodesk Inventor 2016. M.: DMK-Press, 2017. — 124 s. 10.Ryan, Daniel L. ModernGraphic Communications ACAD Approach Per. s angl. –M.: Mir, 1989. — 391 s. il

11. Aristov, V. M., Burlaj, V. V., Yurenkova, L.R. Osnovy postroeniya chertezhej: ucheb. posobie. Dopushcheno uchebno-metodicheskim ob»edineniem po obrazovaniyu: M RHTU im. D. I. Mendeleeva, 2011. — 168 s.

12.Burlaj, V. V., Yurenkova, L.R. Uchites» chertit» ili pervyj shag v mashinostroitel»noe cherchenie: Uchebnoe posobie. — M.: izd. MGOU, 2008. — 188s.

13.Burlaj, V. V., Yurenkova, L.R. Spravochnoe posobie po mashinostroitel»nomu chercheniyu: ucheb. posobie. — M.: Rossijskij novyj universitet, 2007.–212 s.

14.Yurenkova, L.R. Ortogonal»nye proekcii i 3D-modelirovanie v stereometrii Uch. posobie — Srednee obrazovanie. — Izd-vo Infra-M.–2020. — 136 s.

15.Il»in, E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb.: «Piter», 2012. — 448 s.

Считается, что сверление было освоено людьми примерно восемь тысяч лет назад. Перед тем как использовать вращательное движения для изготовления отверстий, люди прибегали к его пробиванию. Один из первых инструментов, похожих на сверло, приписывают Дедалу — выдающемуся изобретателю и художнику, герою древнегреческой мифологии. В VШ в. до н. э. в поэме Гомера упоминается сверление бревен при постройке корабля [1].

Вертикальные сверлильные станки для сверления по металлу в XIX в. изобрели англичане Модели и Витворт [2].

В основе конструкции сверла с коническим хвостовиком лежит винтовая поверхность [3, 4]. На рис. 1 а, б приведено изображение спирального сверла, а на рис. 2 — построение винтовой поверхности. В основе ее графического построения лежит кинематический способ образования, излагаемый на первом семестре в начертательной геометрии [5–7].

В программе Inventor компании Autodesk, изучаемой в первом семестре технического университета, имеется большой набор инструментов, позволяющий при изменении параметров деталей визуализировать и поэтапно воспроизводить геометрические построения и при этом сохранять целостность этих построений [8–10].

Этапы создания 3D-модели винтовой поверхности.

Этап 1: в режиме 2D эскиза командой «отрезок», задана ось винтовой поверхности (рис. 3а).

Этап 2: в режиме 3D командой «спираль» эскизполучены две винтовые линии с выбранными диаметром, шагом, высотой и направлением. При этом высота должна быть равна шагу, а диаметры соответствовать внутреннему и наружному диаметрам винтовой поверхности (рис. 3б).

Этап 3: в режиме модель в рабочей плоскости (по трем точкам) получен горизонтальный отрезок, равный разнос ти вну треннего и внешнего диаметров винтовой поверхности.

С помощью команды «сдвиг» создана винтовая поверхность. После добавления геометрии внешней и внутренней винтовых линий удалена видимость у поверхности, полученной 3D-сдвигом (рис. 3в).

Этап 4: с помощью команды по сечениям (loft) после выбора двух винтовых линий и винтовой поверхности получено тело (рис. 3г).

Для Цитирования:
Юренкова, Морозов, Коробов, Джоджуа, Сквозная конструкторская подготовка: от начертательной геометрии до компьютерного моделирования режущего инструмента. Главный механик. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: