По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94 (47)

Скоростные железные дороги: использование мирового опыта для развития в Сибири

Максим Викторович Ляшенко доцент кафедры «Мировая экономика и туризм», СГУПС, канд. экон. наук, 630049, г. Новосибирск, ул. Дучи Ковальчук, д., 270/1 кв. 5, e-mail: mvol@mail.ru

В статье проведен анализ высокоскоростных железных дорог мира и возможность применения этого вида транспорта для России. Рассмотрены проекты в рамках «Транспортной стратегии РФ до 2030 г.», проводимые в Сибирском федеральном округе. Проведен анализ пассажиропотока между Новосибирском и ближайшими областными центрами. Дана оценка применения скоростного движения для перевозки пассажиров.

Литература:

1. Распоряжение правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О  Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_82617/12dbe84ab7402c41a061dee3399c090bf6932cc3/ (дата обращения: 10.12.2019).

2. Программа организации скоростного и  высокоскоростного железнодорожного сообщения в  Российской Федерации [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ ID=5098 (дата обращения: 10.12.2019).

3. Доклад о  реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2017 г. — М., 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/ documents (дата обращения: 10.12.2019).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. — М.: Росстат, 2018. — 1162 с.

5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2018: стат. сб. — М.: Росстат, 2018. — 751 с.

6. Объемы перевозок через аэропорты России за  январь  — декабрь 2016– 2017 гг. Росавиация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. favt.ru/public/materials//1/4/4/3/0/1443072835233a6efbc635b4d9bd9e94.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

7. Пассажиропоток аэропорта Красноярск вырос на  16,5 % за  9 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ato.ru/pressreleases/passazhiropotok-aeroporta-krasnoyarsk-vyros-na-165-za-9-mesyacev2018-goda (дата обращения: 10.12.2019).

8. Бесплатные поезда для болельщиков ЧМ-2018 перевезли в ходе группового этапа 300 тыс. человек [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. gudok.ru/news/?ID=1424753 (дата обращения: 10.12.2019).

9. В  «Норникеле» рассказали о  ходе реконструкции аэропорта «Норильск» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://newsnn.ru/news/ society/25-09-2018/v-nornikele-rasskazali-o-hode-rekonstruktsii-aeroporta-norilsk (дата обращения: 10.12.2019).

10. Расписание движения транспорта и  заказ билетов «Туту.ру» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://www.tutu.ru/poezda/print/view_d. php?np=3af3c7c2 (дата обращения: 10.12.2019).

11. Фурсова. И. Россия прошита Транссибом. Магистраль объединяет западные и  восточные регионы страны // Российская газета  — Спецвыпуск №  6444 (172) [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/01/ transsib.html (дата обращения: 10.12.2019).

12. Интегрированная транспортная система / под  науч. рук. П.  Чистякова [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2018/05/Report-Traffi c-Infrastructure-2.0.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

13. Административное деление Китая [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Administrative_divisions_of_China (дата обращения: 10.12.2019).

14. Скоростная линия Пекин — Шанхай [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.railway-technology.com/projects/beijing/ (дата обращения: 10.12.2019).

15. Почему России нужна скоростная железная дорога из  Китая в  Европу [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.in fo/ %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8/ %D 0 %BF %D0 %BE %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BC %D1 %83- %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8- %D0 %BD %D1 %83 %D0 %B6 %D0 % BD %D0 %B0- %D0 %B2 %D1 %8B %D1 %81 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BE %D 1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F- %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 % 82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C- %D0 %B8 %D0 %B7- %D0 %BA %D 0 %B8 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %8F- %D0 %B2- %D0 %B5 %D0 %B2 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %83/ (дата обращения: 10.12.2019).

16. Транспортная инфраструктура, The Global Competitiveness Report 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/?doing_wp_cron=1565328161 .5182049274444580078125#series=GCI4. A.02.01 (дата обращения: 10.12.2019).

17. Эффективность железнодорожных услуг The Global Competitiveness Report 2018 [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://reports.weforum.org/ global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/?doing_wp_cro n=1565328161.5182049274444580078125#series=EOSQ485 (дата обращения: 10.12.2019).

18. Высокоскоростной наземный транспорт по  странам [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %92 %D1 %8 B %D1 %81 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B9_ %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %81 %D0 %BF %D0 %BE %D1 %80 % D1 %82_ %D0 %BF %D0 %BE_ %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 % BD %D0 %B0 %D0 %BC (дата обращения: 10.12.2019).

19. Размер экономики, индикаторы мирового развития [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://wdi.worldbank.org/table/WV.1 (дата обращения: 10.12.2019).

20. Виноградов А. ВСМ в России: море надежд и океан сомнений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/blog/394623 (дата обращения: 10.12.2019).

21. Калифорния [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wikiway.com/ usa/california/ (дата обращения: 10.12.2019).

22. Объем перевозок по ВСМ Москва — Нижний Новгород — Казань к 2040 году составит около 9 млн человек [Электронный ресурс].  — Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/obem-perevozok-navsm-moskva-nizhniy-novgorod-kazan-k-2040-godu-sostavit-okolo-9-mln-chelovek/ (дата обращения: 10.12.2019).

23. Доклад о  реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Отчетный период: 2018 г. — М., 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/ documents (дата обращения: 10.12.2019).

24. Россия в цифрах. 2019: крат. стат. сб.. — M.: Росстат, 2019–549 с.

25. Перевозки пассажиров поездами «Сапсан» в  2018  году выросли на  7 % [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5984781 (дата обращения: 10.12.2019).

26. Desiro RUS  — перспективный пригородный электропоезд. [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/innovation/stock/railcar_ rolling_stock/Desiro %20RUS.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

Современная мировая экономика демонстрирует, с одной стороны, увеличение специализации стран и развитие транспортных сообщений, а с другой — усиление конкуренции между странами.

Согласно Международному рейтингу конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report, 2018), Россия находится на 52-м месте из 140 стран по качеству транспортной инфраструктуры и на 15-м месте из 137 стран по эффективности железнодорожных услуг [17].

Повышение доходов населения во многих странах мира стало возможным в том числе из-за транспортной доступности новых мест работы и мобильности населения, причем именно строительство и активная эксплуатация скоростных автомобильных и железных дорог позволили решить проблему мобильности. Можно подчеркнуть, что борьба за экологическую чистоту и необходимость уменьшения времени в пути выдвигает на первый план именно скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт.

Как видно из табл. 1, 18 стран мира эксплуатируют высокоскоростные железнодорожные магистрали. Строительство ведут как достаточно богатые страны, так и страны с низкими доходами населения. Внедрение высокоскоростных железнодорожных магистралей (далее — ВСМ) позволяет разгрузить автомобильные дороги, дороги становятся конкурентом авиационным перевозкам на расстояния 300–600 км.

Проводя анализ данных (табл. 1), можно отметить, что большинство стран, использующих ВСМ, имеют высокую плотность населения, превышающую среднемировую, — 53,4 жителя на 1 км2 более чем в два раза. В то же время в выборе ВСМ прослеживается и другой подход, когда есть маршрут с большим потоком пассажиров и достаточно небольшим расстоянием. Такой вариант характерен для Швейцарии, Нидерландов, Норвегии, Марокко, Дании. Стоит отметить, что по насыщенности перевозок самым востребованными являются ВСМ в Испании, а самыми ненасыщенными в Марокко и Великобритании.

Отметим, что среднестатистические показатели для Китая, лидера в протяженности ВСМ и количестве перевозимых пассажиров, близки к среднеевропейским. Рассмотрим численность населения и его плотность в провинциях Китая, по которым прошла ВСМ «ПекинШанхай» (табл. 2).

Для Цитирования:
Максим Викторович Ляшенко, Скоростные железные дороги: использование мирового опыта для развития в Сибири. Лизинг. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: