Все мы сейчас живем в новых экономических реалиях. Думаю, большинство за прошедшие месяцы проводило много мероприятий по сбалансированности местных бюджетов — падает доходная база, необходимо где-то как-то балансировать.
В связи с этим актуальнейший вопрос — доведение бюджетных кредитов до уровня муниципалитетов. Хотелось бы, чтобы доступность этих бюджетных кредитов была увеличена для муниципалитетов. Вот для сравнения, у меня в городе Якутске объем муниципального долга составляет в 2022 году планово порядка 4 млрд рублей, из них более 2 млрд 600 тыс., т. е. 62 % — это коммерческие кредиты, на обслуживание которых запланировано в бюджете 176 млн рублей. В связи с увеличением процентной ставки по кредитам это будет дополнительно 50 млн рублей. Поэтому жизненно важно сегодня получить доступ к бюджетным кредитам, к инструментам рефинансирования кредитов, ну и, соответственно, по всем тем мероприятиям, которые планируются Министерством финансов.
Хотел затронуть вопрос национальных проектов. У меня в городе пять проектов реализуется, и, безусловно, это огромное вливание со стороны федерального бюджета, регионального. Огромные деньги идут на расселение ветхого и аварийного жилья и «Безопасные и качественные дороги».
Затрону некоторые моменты по итогам реализации нескольких лет проекта «Безопасные и качественные дороги». То есть мы сегодня приводим в нормативное состояние убитые дороги. До начала нацпроекта в городе уровень нормативных дорог составлял 32 %, т. е. треть дорог, 70 % дорог были в ненормативном состоянии. Сегодня благодаря национальному проекту мы отремонтировали более 100 км дорог и привели в нормативное состояние более 50 %, в этом году перешагнем 66 %.
Так в чем вопрос? Сегодня все города балансируют между двумя показателями — протяженностью и общим объемом денег, который доведен. Поэтому очень тяжело реконструировать какие-то дороги, которые требуют улучшения, — например, увеличить до четырех полос дорогу. А так приходится уходить в текущие ремонты, для того чтобы обеспечить индикаторы. Вместе с тем в средних и больших городах с населением более 300 тыс. человек существует ряд опорных трасс, которые соединены с федеральными трассами, с региональными трассами, которые требуют уже расширения.