Безопасность дорожного движения на предприятии
Согласно п. 14 Приказа Минтруда России от 23.06.2016 № 310н «Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования» работодателю следует разработать схему движения пешеходов и транспортных средств по территории организации.
На схеме должны быть обозначены расположение построек, парковочные места для автомобилей, территория для выгрузки и загрузки продукции, пожарные водоемы и гидранты, пожарные щиты и отмечено местоположение самой схемы относительно указанной территории, для облегчения ориентирования участникам передвижения. На план наносятся стрелки, указывающие направление движения транспорта, способы подъезда к постройкам и выезд с территории предприятия или бизнес-центра (БЦ). План перемещения автомобилей и пешеходов нужно расположить перед входом на территории предприятия или БЦ.
Руководство организации, владеющей огороженной территорией, должно уделять большое внимание безопасности дорожного движения на подъездных путях и парковочных местах предприятий.
Целью установления правил для организации движения работников и автотранспорта по территории и внутри производственных боксов является обеспечение безопасности труда персонала. Этот процесс включает в себя:
● грамотное построение схем движения автомобилей и пешеходов;
● логичная организация и регулирование автотранспорта;
● объяснение работникам предприятия, правила чтения схемы движения транспортных средств и пешеходов в производственных помещениях и за их пределами;
● выбор должностных лиц, на которых будет лежать ответственность за безопасность перемещения по территории предприятия.
● Программы инструктажей по безопасности движения
На руководство компании-владельца территории и специально назначенных ответственных лиц возлагаются обязательства по:
● обеспечению безопасности движения транспортных средств в производственных помещениях и за их пределами;
● составлению схемы перемещения, представлению ее работникам, гарантии безопасности движения;
● обеспечению безопасности для жизни людей, находящихся в тех местах, где происходит ремонт и техническое обслуживание автотранспорта.
Обязательные моменты, которые должны быть учтены при составлении плана:
● движение по территории должно быть правосторонним и круговым;
● следует максимально уменьшить количество мест со встречным движением на дорогах;
● убрать все пересечения основных потоков движения на предприятиях, имеющих более 100 автомобилей;
● сократить пересечение пешеходных дорог с автомобильными.
Размещение и обозначения
На план наносятся:
● разрешенные направления перемещения автомобилей (пунктиром);
● границы проездов и парковок (сплошной линией);
● дороги для пешеходов, дорожные и другие знаки, сигнальные устройства;
● особые территории, например, заправочные пункты, опасные участки, «слепые» повороты и т. п.
Далее схема проходит процесс согласования с лицами, ответственными за безопасность на предприятии, и органом, отвечающим за обеспечение охраны труда (это может быть профсоюз или назначенные лицо). Последний шаг — утверждение схемы руководителем предприятия или БЦ.
Схема должна находиться в видном месте, перед въездом на территорию или в производственные боксы. Ее дубликаты обязательно — в кабинетах руководства и лиц, имеющих отношение к безопасности рабочего процесса на предприятии и территории.
Разметка на дорогах наносится на основании этого плана. Расположение всех знаков и сигнальных средств также должны соответствовать утвержденным документам.
Парковки, пути проезда внутри построек и за их пределами регламентируются нормами проектирования автотранспортных предприятий.
Допускается отсутствие разметки на внутри дворовой территории зданий. Движение в этом случае регулируется дорожными знаками. Сигнальные приборы располагают при въезде на территорию или выезде с нее, а внутри двора только с учетом «слепых» зон и плохой видимости. Некоторые категории работников должны посетить специальные занятия, где ответственный за безопасность дает подробное разъяснение схемам движения транспорта и пешеходов на территории и в производственных боксах предприятия или БЦ. Особые места, такие как проезды, стоянки транспорта, должны иметь твердое асфальто- или цементобетонное покрытие. Основные пути и проезды запрещено занимать припаркованным транспортом, если нет соответствующей разметки и указателей.
Проезжая часть должна иметь ширину в 2 м (для одностороннего движения транспорта) или 6 м (для двустороннего движения).
Разметка территории
Если на территории предприятия имеются сточные канавы, траншеи или другие природно-ландшафтные особенности, а также объекты, созданные человеком, но препятствующие свободному перемещению, — для их преодоления требуется оборудовать настилы или мосты. Нельзя забывать и о чистоте территорий, а также освещении в вечернее и ночное время, своевременной уборке снега и льда в соответствующее время года.
Следует регулярно проводить очистку территории от мусора и различного вида отходов. Если на производстве ремонтируется что-либо, этот объект нужно обособить.
Заправочные места, при наличии таковых, тоже следует отгородить таким образом, чтобы они не мешали другому транспорту и пешеходам свободно передвигаться по территории.
Знак «Берегись автомобиля» должен располагаться около ворот предприятия. При плохой видимости из-за погодных условий и в вечернее время суток дорожные знаки на территории предприятия или БУ следует подсветить.
В местах, предназначенных для парковки транспорта, должны быть колесоотбойные барьеры, препятствующие подъезду автомобиля ближе, чем на 50 см к стене.
Испытания транспортных средств должны проводиться на особых оборудованных площадках, соответствующие следующим требованиям:
● ровная поверхность наземного покрытия, отсутствие наклона и ям;
● отсутствие людей и зданий;
● площадки для проверки тормозов должны иметь специальную разметку для определения длины тормозного пути.
Скоростной режим и правила маневрирования
Если на территории предприятия или БЦ существует специальный вход и выход для персонала, то работникам запрещено проходить через основные ворота.
Максимально допустимый скоростной режим на территории составляет 10 км/ч, дворовых территориях — 5 км/ч (если не оговорено иного).
Заезжать на парковку следует передом (если на схеме не указано иного) с применением при повороте в проезде одного маневра задним ходом, при этом расстояние от находящегося в движении автомобиля до ограничений проезда должно составлять минимум 1 м.
Автопоезд может двигаться по территории только передним ходом. Буксировать неисправное транспортное средство по территории и в производственных помещениях предприятия нужно только жестким сцеплением. Нельзя использовать этот прием, чтобы запустить двигатель.
Пешком двигаться по территории разрешено только согласно схеме перемещения и ПДД. Персонал, недавно принятый на работу, должен быть в кротчайшие сроки ознакомлен с этим планом.
Каждый сотрудник проходит вводный инструктаж по охране труда. На территории предприятия водитель может сесть за руль только закрепленного за ним транспортного средства (кроме водителей-перегонщиков).
Правила, необходимые для соблюдения, при движении во время проведения технического осмотра транспортных средств:
● во время движения транспортного средства люди не должны находятся в его кузове, салоне или подобных местах;
● прежде чем сдавать задним ходом, водитель должен убедиться, что не препятствует другим автомобилям или пешеходам на дороге. В случае сомнений нужно попросить помощи;
● загонять транспортное средство в пункт ТО можно только в присутствии лиц, осуществляющих контроль, а именно — руководителя работ.