– Расскажите, что происходило в 2015 г. на российском рынке профессионального инструмента и оборудования?
– 2015 г. был очень сложным для производителей и продавцов инструмента. По нашим оценкам, в целом по рынку продажи упали не менее чем на 30 %. Российская дистрибьюторская сеть RIDGID показала примерно те же цифры. Анализ динамики реальных продаж затруднило то, что ранее дистрибьюторы накопили значительные складские запасы и в течение года распродавали их, существенно сократив закупки у нас.
Хотя падение наблюдалось во всех сегментах рынка, оно было в большой степени неравномерным. Так, по нашим данным, наибольшие потери отмечены в сегменте оборудования и инструмента для ЖКХ (обслуживание внутридомовых и поквартальных коммуникаций), который в прежние годы рос очень интенсивно. Гораздо умереннее было падение оборудования, используемого в строительстве для монтажа трубопроводных и электрических сетей.
Больше всего оказались защищены от спада продажи инструментов для нефтегазовой отрасли: ключей, труборезов, тисков и т. п. Именно эта категория продуктов компании обеспечивает стабильные продажи вне зависимости от текущей экономической ситуации.
– Какие факторы, на ваш взгляд, сильнее всего повлияли на спад продаж в 2015 г.?
– Профессиональный инструмент на российском рынке представлен по большей части импортной продукцией. Так что ключевую роль сыграла девальвация рубля осенью 2014 г. и его высокая волатильность в течение 2015 г.
Сильные колебания курсов очень нервировали дистрибьюторов и конечных потребителей. По отзывам наших сбытовых партнеров, продажи замирали в период наибольшей волатильности на рынке и возобновлялись, как только курс стабилизировался.
У многих крупных предприятий, особенно с государственным участием, бюджеты на закупку инструмента были сформированы еще в конце 2014 г., разумеется, в рублях. С учетом курсовых колебаний на выделенные деньги они смогли закупить почти вдвое меньше единиц инструмента.