По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Ситуативный анализ нормативно-правового положения в российском образовании

Б.А. Райзберг д-р экон. и техн. наук, профессор, почетный академик РАЕН, заслуженный создатель космической техники, главный научный сотрудник, Институт макроэкономических исследований
А.А. Лысенко научный сотрудник, Институт макроэкономических исследований

В статье рассмотрены и подвергнуты анализу актуальные проблемы российской системы образования, предложены возможные пути, способы их решения. Отдельные проблемы порождены пережитками прошлого, другие возникли в связи с усложнением экономических и социальных процессов, обострением ресурсных ограничений, неустойчивостью денежного обращения. Отдельные задачи послужили вызовом для системы образования и общества в целом, требуют мобилизации человеческих и финансовых ресурсов, принятия нестандартных, неочевидных решений.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями).

Сфера образования наряду с наукой и технико-технологическим прогрессом служит основой успешного социально-экономического прогресса, объектом инвестиций в человеческий капитал, залогом качественного поступательного развития общества в постоянно меняющихся условиях. Характерное для постиндустриального общества опережающее развитие информационных технологий, сервисной деятельности наряду со стремительным темпом ускоряющихся социально-экономических преобразований порождают системный диссонанс в виде разрыва между образованием и наукой, практикой. Состояние российского образования в целом и общего, школьного образования в частности находится под мощным воздействием психологических, личностных факторов, возбуждаемых социальной средой.

Проблемы, возникающие в сфере образования, зачастую проявляются через значительный период после прохождения курса обучения, обнаруживаются в тот момент, когда ощущаются их негативные последствия, затрагивающие многие сферы человеческой жизни, сказывающиеся на судьбах людей, общества, страны. В качестве одной из главных проблем российского образования назовем снижающуюся престижность образования как непреходящей социально-культурной ценности, источника успешного существования, гарантии трудоустройства по полученной специальности, условия жизнеобеспечения. Образование становится необходимым для статусности, приличия, а также с позиций престижа «выгодных», «доходных» профессий. Этим объясняется падение престижа инженерно-технических, естественнонаучных профессий, повальное увлечение юридическими, экономическими профессиями, бизнесом.

Предотвращение негативных экономических последствий перенасыщения рынка труда специалистами в области юриспруденции, менеджмента, психологии осознается как задача государственного управления образованием. Однако стереотип мышления, убеждения в заведомом существовании «престижных» и «низкодоходных» прочно укоренился в общественном сознании молодежи.

Среди мер, призванных укрепить восприятие обществом образования как неотъемлемой составляющей духовного развития, культуры, потенциала творческой активной жизни, назовем семейное воспитание, пропаганду, культивирование средствами массовой информации морального, трудового, финансового престижа образования, установление государством преференций в трудовой карьере, оплате труда, пенсионном обеспечении, связанных с уровнем образования, его качеством и непрерывностью. Следует учитывать образовательный уровень, грамотность, профессионализм при выдвижении на руководящие должности, кандидатур в избираемые органы общественного управления. Для поддержания естественно-научных и инженерно-технических специальностей необходимо осуществить стипендиальную поддержку профилей образования, в которых нуждаются экономика, социальная среда.

Для Цитирования:
Б.А. Райзберг, А.А. Лысенко, Ситуативный анализ нормативно-правового положения в российском образовании. Юрист ВУЗа. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: