Существуют главные факторы, влияющие на сертификацию работников. Прежде всего это квалификационные ограничения доступа к рабочим местам. Нельзя занять вакансию, если вы либо не сертифицированы, либо не аккредитованы, либо не лицензированы. Государств, которые вводят такие требования, становится все больше. Водопроводчик, к примеру, не может выполнить квалифицированную работу по контракту, если он не имеет соответствующего сертификата.
В странах Евросоюза доступ примерно к 20 % рабочих мест требует сертификации, аккредитации или лицензирования работника. В Швейцарии человеку без такого признанного документа вообще нельзя устроиться на работу. Это связано с тем, что система страхования не признает последствия действий лиц, которые не сертифицированы в соответствии с профессиональными стандартами. Если вам сделали ремонт автомобиля без документов, а он сломался и случилась авария, то этот случай не признается страховым.
Италия, Испания, Австралия сильнее регулируют профессионалов. К примеру, вы не можете быть архитектором, если у вас нет большого портфеля предыдущих заказов, подтвержденных предыдущими работодателями. Германия, Франция и Чехия сильнее регулируют доступ к рабочим местам. Но больше всего таких барьеров в Англии. Там примерно 30 % рабочих мест требуют лицензий.
Поскольку доля сертифицированности является главным показателем качества национальной рабочей силы, то это становится национальной политикой.
В Австралии, к примеру, постоянно считают, какова доля рабочих, доля техников, кто имеет соответствующие документы. 20 % рабочих имели сертификаты высших, 3-го и 4-го, уровней, 11 % имели дипломы техника 1-го и 2-го уровней. В 2014 г. там заключен очередной национальный договор между правительством и работодателями, который запланировал к 2020 г.:
а) сократить вдвое долю работающих без формальных квалификаций (сертификат 3 и выше) — с 47,1 до 23,6 %;
б) увеличить вдвое число выпускников с дипломами техника 1–2-го уровня.