Разработанные ЗАО НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ первые прототипы систем электронного обучения были внедрены в производство в 1993 г. [1]. В эти и последующие годы программные комплексы начали постепенно вытеснять ручные циклы обучения и контроля знаний и применялись вначале для организации качественной и своевременной аттестации, а затем для подготовки и аттестации персонала по безопасности производства, для приобретения устойчивых безопасных производственных навыков, обеспечивающих снижение производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости, связанных с необученностью работников.
К настоящему времени появились многофункциональные сетевые программные комплексы подготовки и аттестации персонала по безопасности производства (МСПК ПАПБП), включающие автоматизированные рабочие места ответственных за подготовку и аттестацию работников и рабочие места для обучения персонала, позволяющие организовать эффективные обучение и контроль знаний по безопасности производства с приобретением надежных профессиональных навыков [2–5].
Качественные и своевременные подготовка и аттестация персонала по безопасности производства являются важным фактором воздействия на снижение производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости работников в строительстве. Устойчивость безопасных производственных навыков, необходимый профессиональный уровень обеспечиваются организацией обучения и проверок знаний работников неформальными эффективными средствами и методами.
Сетевой программный комплекс содержит базовые программные модули, главные из которых: инструментальная среда сопровождения; база данных и знаний; санкционирование доступа к действиям и интеллектуальный интерфейс пользователя; функциональные модули, включающие семь основных модулей: персонал, подготовка, условия инструктажей, инструктирование, условия аттестации, аттестация, документация, и модуль персонифицированных сведений. Каждый из функциональных модулей при санкционированном доступе пользователя может быть не только наполнен сведениями и знаниями, отвечающими потребностям конкретной организации, но и структурно модифицирован в соответствии с такими потребностями.