По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Системный подход к разработке корпоративной стратегии

Хомутский Д. Ю. канд. техн. наук, МВА, доцент ВШКУ РАНХиГС, профессор Британской академии бизнеса, вице-президент по инновациям НП «Внешторгклуб», управляющий партнер ARIZ. RU (г. Москва)
Андреев Г. С. канд. психол. наук, доктор делового администрирования (DBА), независимый консультант (г. Москва)

В современных быстро меняющихся условиях работы бизнеса компаниям зачастую не хватает системного подхода к процессу разработки корпоративной стратегии, а влияние внешней среды рассматривается ими фрагментарно. В статье рассматриваются системный целостный подход к разработке и реализации актуальной корпоративной стратегии, представлены модель компетенций Вильдеманна для структурирования различных видов корпоративных компетенций, а также модель Вайсенбергера для реализации актуальной стратегии, которые могут быть полезными при разработке и реализации стратегических управленческих решений.

Литература:

1. Kiliko, J.; Atandi, B.; Zachary, «A. Strategic planning in turbulent environment: A Conceptual View». DBA Afr. Manag. Rev. 2012, 3, рр. 73–89.

2. Tyssen, M.; Schneider, C.; Gleich, R.;Wald, «A. Corporate Foresight in kleinen und mittleren Unternehmen». ZfKE Z. KMU Entrep. 2012, 60, рр. 1–28.

3. Maani, K. E.; Cavana, R. Y. «Systems Thinking and Modelling. Understanding Change and Complexity», Repr; Pearson Education: Albany, NY, USA, 2004.

4. Ropohl, G. «Allgemeine Technologie: Eine Systemtheorie der Technik»; Univ.-Verl. Karlsruhe: Karlsruhe, Germany, 2009.

5. Fink, A.; Siebe, A. «Handbuch Zukunftsmanagement. Werkzeuge der strategischen Planung und Früherkennung»; Campus-Verl.: Frankfurt am Main, Germany, 2006.

6. Helfat, C. E.; Finkelstein, S.; Mitchell, W.; Peteraf, M. A.; Singh, H.; Teece, D. J.;Winter, S. G. «Dynamic Capabilities: Understanding Strategic change in Organizations»; Blackwell Publishing: Malden, MA, USA; Oxford, UK, 2007.

7. Wildemann, H. «Innovations management. Leitfaden zur Einführung eines effektiven und effizienten Innovations management systems»; TCW Transfer-Centrum Verl.: München, Germany, 2017.

8. Hrebiniak, L. G. «Obstacles to Effective Strategy Implementation». Organ. Dyn. 2006, 35, pp. 12–31.

9. Weissenberger-Eibl, M. A.; Koch, D. J. «Innovation — Technologie — Entrepreneurship. Gestaltungssystem der frühen Phase des Innovationsprozesses;” Cactus-Group-Verl.: Karlsruhe, Germany, 2013.

10. Weissenberger-Eibl, M. A.; Spieth, P. «Knowledge Transfer: Affected by Organisational Culture» In Proceedings of the 6th International Conference on Knowledge Management (I-Know «06), Graz, Austria, 6–8 September 2006; Tochtermann, K., Maurer, H., Eds.; Know-Center: Graz, Austria, 2006; pp. 68–75.

Во все более сложной бизнес-среде компаниям необходимо регулярно пересматривать свой стратегический выбор. Столкнувшись с растущей глобальной неопределенностью и запутанной сложностью окружающего мира, организации стремятся справиться с этими вызовами времени, используя методы стратегического планирования. Однако из-за возрастающих темпов изменений во внешней среде и ее неопределенности существует большая потребность в обучаемых и адаптивных системах принятия решений, которые пришли бы на смену моделям оптимизации, не обладающим такой способностью [1]. Линейное мышление и убеждение в том, что целое — это всего лишь сумма его составных частей, могут рассматриваться как сильное упрощение действительности.

Для разработки адаптивных систем принятия решений компаниям необходимо иметь возможность работать с большими объемами информации. Теория обработки информации предполагает, что более точная информация должна способствовать принятию более правильных решений. Компании изо всех сил пытаются собрать и эффективно интерпретировать обширную информацию о своей бизнес-среде. Однако, в то время как технологические тенденции нередко детально анализируются, влиянию внешней среды (например, социальной среде) уделяется меньше внимания [2]. Компаниям часто не хватает системного подхода к процессу разработки своей стратегии, а влияние внешней среды рассматривается ими только фрагментарно. Сами компании должны рассматриваться как системы, встроенные в сложную среду. Для разработки успешной стратегической ориентации систематический анализ внешней среды должен сочетаться с тщательным анализом внутренних факторов организации (например, корпоративных компетенций).

В теории систем различают понятия «система» и «внешняя среда системы» [3]. Любой элемент системы может быть понят только в том случае, если он рассматривается в некоем контексте (среде). Теория систем оказывается полезной при описании всех видов систем (например, технических или социальных) независимо от их специфической природы.

Для Цитирования:
Хомутский Д. Ю., Андреев Г. С., Системный подход к разработке корпоративной стратегии. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: