По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01

Системный метод в метафизике М.С. Кагана (очевидность и конструкция как критерии построения региональной онтологии и формы бытия)

Докучаев Илья Игорьевич ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, 690950, Владивосток, ул. Суханова, 8, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru

В статье рассматривается системный метод М. С. Кагана как ключевой принцип исследования природы, культуры, общества и человека в их историческом континууме уникальных фактов. Показано, что системный метод есть способ создания идеальных типов, содержащих необходимые и достаточные для существования моделируемого объекта свойства и элементы, а сами идеальные типы, в отличие от очевидных законов природы и порождающих моделей (вроде языка), представляют собой конструкции эпистемологической практики. Конструкционность результатов системного метода продемонстрирована на примере модели региональной онтологии М. С. Кагана, включающей природу, культуру, общество и человека. Системный характер этой модели не доказан самим М. С. Каганом, но его можно доказать, придав ей метафизический характер. Для этого необходимо выявить необходимые и достаточные отношения между выявленными М. С. Каганом регионами сущего, то есть формы их бытия. Такие формы суть пары категорий бытия субъективное — объективное и очевидное — конструкционное. К субъективному бытию относится человек и общество, к объективному — природа и культура. К очевидному бытию относится природа и человек, к конструкции — культура и общество. Показано, что регионы сущего не поддаются жесткой делимитации, но представляют собой диффузные пересекающиеся сферы.

Литература:

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. — С. 23–82.

2. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Пер. с нем. А. В. Михайлова.. — М.: ДИК, 1999. –311 с.

4. Докучаев И. И. Онтологические основания морфологии культуры // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — № 4 (16). — Хабаровск, 2007. — С. 5–9.

5. Докучаев И. И. Аксиологические основания культурно-исторических типов // Вопросы культурологии. — № 3. — 2009. — С. 4–11.

6. Докучаев И. И. Метафизические и феноменологические основания и итоги региональной онтологии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — № 2. — Владивосток, 2016. — С. 106–112.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

8. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 320 с.

9. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.

10. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х книгах. — СПб.: Петрополис, 2003. — Кн. 1. — 368 с. — Кн. 2. — 320 с.

11. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: Онтология в системно-синергетичес ком осмыслении. — СПб.: Логос, 2006. — 414 с.

12. Поппер К. Логика научного исследования / Пер. с англ., под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Республика, 2004. — 447 с.

13. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. с франц. А. Сухотина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — 432 с.

14. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / Пер. с нем.: М. И. Шпильрейн, Т. А. Ребеко. — М.: Наука, 1998. — 336 с.

Статья поступила 31.10.2016 г.

Моисей Самойлович Каган — один самых выдающихся учёных России прошлого века. Он вошёл в историю отечественной науки как крупный и плодовитый автор различных текстов по философии, культурологии, искусствознанию и другим направлениям современных исследований культуры, общества, человека и их истории. В своих работах М. С. Каган неоднократно прибегал к одному и тому же приему: систематизации представлений о том или ином предмете. Собственно, этот прием был его своеобразным методом исследования. Существо этого метода можно описать знаменитым принципом, восходящим к общей теории систем Л. фон Берталанфи: система есть совокупность элементов, упорядоченных таким образом, что все они необходимы и достаточны для ее существования, то есть сохранения и устойчивого взаимодействия со средой [1]. Исходя из этого принципа, М. С. Каган занимался в своих работах и требовал этого от своих учеников построением системных моделей исследуемых объектов, которые оказывались результатом удачно или не очень, то есть строго или не вполне строго, обоснованных принципов описания структуры и элементов соответствующей модели как совокупности агентов, вступающих в отношения необходимости и достаточности для объяснения существования соответствующего объекта как специфически определённого, то есть отличающегося от своей среды (контекста существования). Фактически речь шла о том, чтобы ту или иную совокупность предметов упорядочить за счет их редукции к совокупности более высокого онтологического уровня или к логической структуре контрарных и контрадикторных категорий.

Значение этого требования для наук о культуре, обществе, человеке и их истории невозможно переоценить, ибо идеальный тип (термин М. Вебера), каковым является системная модель объекта, — единственный результат социально-гуманитарного и культурологического исследования, который можно обсуждать в ходе научной дискуссии [2]. Никаких верификаций или фальсификаций, проблематичность которых даже в отношении естествознания неоднократно констатировалась в эпистемологии, невозможно даже и близко представить в сфере исторического исследования. Таким образом, результаты исторического обобщения, то есть обобщения, претендующего на открытие каких-то упорядочивающих уникальные события схем, можно обсуждать не только и прежде всего не столько опираясь на факты, сколько на то, какова логика их обобщения, выдерживает ли она системный принцип необходимости и достаточности. Законы природы суть часть самой природы, идеальные типы истории суть часть эпистемологических практик, несмотря на то, что конструктивные компоненты всякого закона природы выявляются так же хорошо, как и некоторые аспекты очевидности тех или иных идеальных типов исторического процесса. В исторической науке применяются не только идеальные типы; так, например, лингвистика со времен Ф. де Соссюра изучает языковые модели порождения речи, которые очень строго верифицируются и фальсифицируются, то есть онтологический статус которых связан с очевидностью их констатации [13]. Порождающая модель, таким образом, оказывается гораздо ближе по своим онтологическим характеристикам к закону природы, чем к идеальному типу, однако такие модели очень плохо выявляются для большинства исторических фактов, поэтому, несмотря на то, что перспективность поиска порождающих моделей невозможно отрицать, в ходе большинства исторических исследований в качестве обобщающих конструкций используются идеальные типы.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игорьевич, Системный метод в метафизике М.С. Кагана (очевидность и конструкция как критерии построения региональной онтологии и формы бытия). Вопросы культурологии. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: