По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Система зачетных единиц в российских вузах как эквивалент системы европейской системы взаимозачетов и накопления кредитов (ECTS)

О.А. Иванова канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход на оценку трудоемкости в зачетных единицах в российских вузах происходил в рамках Болонского процесса, поскольку в рамках формирования единого образовательного пространства стояла проблема соизмеримости и понимания единого эквивалента измерения трудозатрат на освоение студентами частей образовательной программы или ее в целом, иными словами, встала необходимость единой шкалы измерения продукта системы образования. В статье анализируется опыт европейских стран при формировании единого образовательного пространства, приводится сравнительная характеристика европейских и российских образовательных элементов. Проведено сравнение ECTS и национальных кредитных систем отдельных стран.

Литература:

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2003.

2. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Мониторинг соответствия компетенций выпускников высшего образования требованиям работодателей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12A.

3. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. №5.

4. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография — Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012.

5. Ширинкина Е.В. Компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования как цель, ориентированная на запросы современного рынка труда // Экономика образования. — 2017. — № 3 (100).

6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А.В. Хуторской. — М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2013.

7. Ширинкина Е.В. Компетентностный подход в системе высшего образования как средство создания единого образовательного и профессионально-квалификационного пространства // Современная научная мысль. — 2017. — № 3.

8. Ширинкина Е.В. Модель выпускника в парадигме реформирования высшего образования // В сборнике: World Science Proceedings of articles the international scientifi c conference. Czech Republic, Karlovy Vary — Russia, Moscow, June 29–30. — 2017.

9. Ширинкина Е.В. Оценка эффективности использования образовательного капитала как доминирующего элемента человеческого капитала в экономике знаний // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 4–2 (81–2).

10. Ширинкина Е.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов как носителей человеческого капитала в экономике знаний // Экономика образования. — 2018. — № 4 (107).

11. Ширинкина Е.В. Проблемы учреждений высшего образования в условиях перехода на систему профессиональных стандартов и пути их решения // Юрист вуза. — 2018. — № 11.

12. Ширинкина Е.В. Современная парадигма реформирования высшего образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2017. — Т. 27. — № 4.

13. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. — 2016 — № 3.

14. Kelchevskaya N.R. & Shirinkina E.V. & Strih N.I. (2019). Estimation of interrelation of components of human capital and level of digitalization of industrial enterprises by method of modeling of structural equations // 1st International Scientifi c Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2019). — Advances in Economics, Business and Management Research, volume 81.

15. Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V., Strih N.I. Evaluation of Digital Development of Human Capital of Enterprises // 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298.

16. Kelchevskaya N.R., Shirinkina, E.V. Regional determinants of eff ective use of human capital in the digital economy Regional determinants of eff ective use of human capital in the digital economy // Economy of Region. — 2019. — V. 15. — № 2.

17. Shirinkina E., Kodintsev A. Management of human capital in the national economy: Estimation and simulation // Revista Espacios. 2018. — V. 39. — № 44.

18. Shirinkina E.V., Kodintsev A.Ya. Multiparameter infl uence of factors on the return of human capital // Revista Espacios. 2019. — Vol. 40. — № 14.

19. Shirinkina E., Strih, N. Methods of estimation of digital competences of industrial enterprises employees by means of neural network modelling // Espacios. — 2019. — V 40 (27).

20. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. № 66.

Вхождение России в Европейское образовательное пространство обусловило ряд противоречий в части того, что каждая из европейских стран имела свою «систему координат» в системе высшего образования, тогда как рынок труда является единым для всех. Безусловно, в Болонском процессе, как и любом ином процессе, можно найти позитивные и негативные стороны [4, 9, 14, 16]. Так, противники данного процесса ратовали за то, что вузы при реализации его потеряют традиционные дисциплины. Однако, когда дошли до точки непринятия, сторонники Болонского процесса заявляли, что единство образовательного процесса отнюдь не означает единство образовательных дисциплин.

Система зачетных единиц — это эквивалент системы Европейской системы взаимозачетов и накопления кредитов (ЕСTS), которая появилась на 10 лет раньше, чем был институциализирован Болонский процесс. Очевидно, что эта необходимость в едином эквиваленте возникла раньше самого Болонского процесса, поскольку разные системы различных европейских стран уже столкнулись с процессом мобильности студентов [6, 13, 20], при котором необходимо было осуществлять взаимозачеты, поэтому на этой базе и была сформирована система ЕСTS, которая, в свою очередь, относится и к российской системе зачетных единиц.

Европейская система взаимозачетов кредитов была введена в 1989 г. в рамках проекта «Эразмус» (Erasmus), который позднее стал частью более широкого образовательного проекта «Сократ» (Socratus programme). ECTS основана на оценке нагрузки студента, необходимой для достижения целей программы обучения. Цели определяются как совокупность уровня знаний и навыков (компетентностей), полученных студентом в процессе обучения. Кредиты в ECTS могут быть получены только после выполнения необходимой работы и оценки достигнутых результатов обучения, т.е. система ECTS оценивает не преподавательскую нагрузку, а, прежде всего, нагрузку студента. Нагрузка студента — это реальное время, необходимое для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности: посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, самостоятельная работа, подготовка проектов, диссертации, сдача экзаменов и т.п. Таким образом, расставляя трудоемкость по дисциплинам и модулям, оценивается трудоемкость студента, причем эта нагрузка четко коррелируется с тем, что нужно для того, чтобы освоить программу обучения и достичь цели.

Для Цитирования:
О.А. Иванова, Система зачетных единиц в российских вузах как эквивалент системы европейской системы взаимозачетов и накопления кредитов (ECTS). Юрист ВУЗа. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: