Вхождение России в Европейское образовательное пространство обусловило ряд противоречий в части того, что каждая из европейских стран имела свою «систему координат» в системе высшего образования, тогда как рынок труда является единым для всех. Безусловно, в Болонском процессе, как и любом ином процессе, можно найти позитивные и негативные стороны [4, 9, 14, 16]. Так, противники данного процесса ратовали за то, что вузы при реализации его потеряют традиционные дисциплины. Однако, когда дошли до точки непринятия, сторонники Болонского процесса заявляли, что единство образовательного процесса отнюдь не означает единство образовательных дисциплин.
Система зачетных единиц — это эквивалент системы Европейской системы взаимозачетов и накопления кредитов (ЕСTS), которая появилась на 10 лет раньше, чем был институциализирован Болонский процесс. Очевидно, что эта необходимость в едином эквиваленте возникла раньше самого Болонского процесса, поскольку разные системы различных европейских стран уже столкнулись с процессом мобильности студентов [6, 13, 20], при котором необходимо было осуществлять взаимозачеты, поэтому на этой базе и была сформирована система ЕСTS, которая, в свою очередь, относится и к российской системе зачетных единиц.
Европейская система взаимозачетов кредитов была введена в 1989 г. в рамках проекта «Эразмус» (Erasmus), который позднее стал частью более широкого образовательного проекта «Сократ» (Socratus programme). ECTS основана на оценке нагрузки студента, необходимой для достижения целей программы обучения. Цели определяются как совокупность уровня знаний и навыков (компетентностей), полученных студентом в процессе обучения. Кредиты в ECTS могут быть получены только после выполнения необходимой работы и оценки достигнутых результатов обучения, т.е. система ECTS оценивает не преподавательскую нагрузку, а, прежде всего, нагрузку студента. Нагрузка студента — это реальное время, необходимое для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности: посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, самостоятельная работа, подготовка проектов, диссертации, сдача экзаменов и т.п. Таким образом, расставляя трудоемкость по дисциплинам и модулям, оценивается трудоемкость студента, причем эта нагрузка четко коррелируется с тем, что нужно для того, чтобы освоить программу обучения и достичь цели.