Цель — это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку
Цели являются субъективным отражением в психике человека объективно существующих возможностей результата деятельности или поступка. Они раскрывают возможности и способы реализации мотива в конкретных для данного человека условиях жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, то есть того личностного смысла, который вкладывает субъект в свою деятельность. Если, пройдя через сознание индивида, потребности осознаются в качестве необходимости, то есть происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то и осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, реализации мотива в действие. Внешнее побуждение находит свое отражение в категории «стимул», а внутреннее — в категории «мотив». Соединение мотивов и стимулов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом, путем реализации своих способностей, а также дает возможность менеджеру разработать систему стимулирования труда работника, соединив таким образом цели предприятия и цели работника.
Иерархия целей обусловлена иерархией потребностей человека, лежащих в основе его жизнедеятельности. В совокупности целей мы обнаруживаем цели главные и промежуточные, более насущные и менее, которые в совокупности образуют систему соподчиненных целей, называемую «деревом целей».
Французский социолог Б. Гурней, анализируя мотивацию государственных служащих в рамках формальной структуры управленческой организации, выделяет четыре типа личных целей: стремление к безопасности, стремление к повышению жизненного уровня, стремление к власти и стремление повысить и укрепить престиж [1].
Другой известный социолог Г. Саймон считает, что одним из глубиннейших стремлений членов организации является цель вызвать к себе симпатию своих коллег и быть с ними в согласии [2]. Кроме того, в системе личных целей работника могут появляться негативные по отношению к организации цели. Например, исследования стремлений руководителей низовых и функциональных подразделений выявили, что на первом месте у них стоит не увеличение вознаграждения, а уменьшение нагрузки за счет увеличения численности персонала. Другим примером негативных целей является приверженность бюрократическим методам руководства, отсутствие интереса к выполняемой работе, и т. п. Задача системы мотивации заключается в согласовании целей работника и целей компании путем применения стимулов, которые побуждают работника отказаться от своих частных индивидуальных целей и подчиниться целям организации. Таким образом, эффективность управления зависит не только от того, насколько индивидуальные цели работника совпадают с коллективными и организационными целями, но и от того, насколько эффективна система мотивации.