По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.3

Система «Управления по целям» как инструмент мотивации и основа вознаграждения персонала

Соломанидина Т. О. д-р экон. наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, E-mail: rea_personal@mail.ru

Анализируются категории мотива и стимула, рассматривается современная система «Управления по целям», вопросы формирования системы вознаграждения на ее основе, приводятся примеры соответствующих тестовых методик по определению мотивов сотрудников.

Литература:

1. Гурней Б. Введение в науку управления. — М.: Прогресс,1969. — 430 с.

2. Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М.: Прогресс,1972. — 422 с.

3. Druker P. Practice of Management. — London, Pan Books LTD, 1970. P. 150–151.

Цель — это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку

Цели являются субъективным отражением в психике человека объективно существующих возможностей результата деятельности или поступка. Они раскрывают возможности и способы реализации мотива в конкретных для данного человека условиях жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, то есть того личностного смысла, который вкладывает субъект в свою деятельность. Если, пройдя через сознание индивида, потребности осознаются в качестве необходимости, то есть происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то и осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, реализации мотива в действие. Внешнее побуждение находит свое отражение в категории «стимул», а внутреннее — в категории «мотив». Соединение мотивов и стимулов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом, путем реализации своих способностей, а также дает возможность менеджеру разработать систему стимулирования труда работника, соединив таким образом цели предприятия и цели работника.

Иерархия целей обусловлена иерархией потребностей человека, лежащих в основе его жизнедеятельности. В совокупности целей мы обнаруживаем цели главные и промежуточные, более насущные и менее, которые в совокупности образуют систему соподчиненных целей, называемую «деревом целей».

Французский социолог Б. Гурней, анализируя мотивацию государственных служащих в рамках формальной структуры управленческой организации, выделяет четыре типа личных целей: стремление к безопасности, стремление к повышению жизненного уровня, стремление к власти и стремление повысить и укрепить престиж [1].

Другой известный социолог Г. Саймон считает, что одним из глубиннейших стремлений членов организации является цель вызвать к себе симпатию своих коллег и быть с ними в согласии [2]. Кроме того, в системе личных целей работника могут появляться негативные по отношению к организации цели. Например, исследования стремлений руководителей низовых и функциональных подразделений выявили, что на первом месте у них стоит не увеличение вознаграждения, а уменьшение нагрузки за счет увеличения численности персонала. Другим примером негативных целей является приверженность бюрократическим методам руководства, отсутствие интереса к выполняемой работе, и т. п. Задача системы мотивации заключается в согласовании целей работника и целей компании путем применения стимулов, которые побуждают работника отказаться от своих частных индивидуальных целей и подчиниться целям организации. Таким образом, эффективность управления зависит не только от того, насколько индивидуальные цели работника совпадают с коллективными и организационными целями, но и от того, насколько эффективна система мотивации.

Для Цитирования:
Соломанидина Т. О., Система «Управления по целям» как инструмент мотивации и основа вознаграждения персонала. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: