По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Система управления качеством диагностической помощи

Миров Александр Игоревич главный врач, ГБУ РО «Городская клиническая больница № 8» г. Рязани

Медицинская помощь всегда индивидуализирована и работа врача – одна из самых творческих – «сплав науки, ремесла и искусства» При этом стандартизация в здравоохранении необходима, она отнюдь не «тормоз» в развитии. Напротив, она позволяет сделать качественную медицину более доступной. Но стандартизация должна быть системной: это и единые требования к качеству медпомощи, формализованные в виде Порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения), и единые принципы организации лечения и маршрутизации больных, и единые перечни гарантированных государством лекарств и медицинских изделий. Сюда же входят финансово-экономические нормативы и стандартизированные методы оплаты. Все это помогает достигать качественной помощи при сохранении ее доступности для всех граждан страны. В статье автор рассматривает особенности медицинской помощи в условиях дневных стационаров, неразрывную связь организации медицинской помощи, ее оказания с качеством и результатом.

Литература:

1. Общественное здоровье и здравоохранение / под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

2. Ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии / Э. Чех, Л. Папеж, О. Тараба; пер. с чешск. А. А. Лосевой и В. К. Соукуповой. – М.: Медицина, 1979.

3. Ультразвуковая диагностика в акушерской клинике / А. Н. Стрижаков, А. Т. Бунин, М. В. Медведев. – М.: Медицина, 1990.

4. Стрижаков А. Н., Давыдов А. Н. Клиническая трансвагинальная эхография. – М.: Медицина, 1999.

5. Руководство по ультразвуковой диагностике / под ред. П. Е. Пальмера, Калифорнийский университет Дейвис, США. – Женева: ВОЗ, 2000.

6. Хачкурузов С. Г. Ультразвуковое исследование при беременности раннего срока. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.

В литературе встречается множество формулировок понятия «качеств медицинской помощи». Это связано с тем, что качество медицинской помощи является сложной многокомпонентной категорией [1].

Тем более сложно дать определение качеству диагностики в здравоохранении. Известно, что для любой диагностической методики важными характеристиками являются: специфичность, чувствительность, достоверность, надежность, безопасность и воспроизводимость. Современные технологии позволяют записывать видео – ряды исследования, «забирать объем», которые можно в последующем изучать нескольким специалистам, проводить удаленные консультации. Но целостная картина в наиболее часто используемом в рутинной практике – методе 2D – складывается в результате ручного многократного перемещения датчика и обработки данных путем мыслительной деятельности исследователя.

Созданная нами система контроля качества служит для того, чтобы минимизировать аппаратные, человеческие (субъективные), организационные и технологические риски. Она состоит из 2 подсистем: системы управления (организации) и системы контроля (рис. 1).

Под управлением качеством медицинских кадров мы понимаем реализацию парадигмы «образование через всю жизнь»:

1) прохождение врачами УЗД тематического усовершенствования 1 раз в 5 лет в объеме не менее 144 учебных часов;

2) сдача врачами УЗД экзамена на получение (подтверждение) сертификата специалиста 1 раз в 5 лет;

3) ежегодное посещение врачами УЗД научно-практических семинаров; конгрессов, съездов на центральных научных базах, общероссийских, международных, международных выставок медицинского оборудования и т. п.;

4) регулярное изучение специализированных журналов по ультразвуковой диагностике;

5) проведение презентаций: по новым методам ультразвуковой диагностики, по особым клиническим случаям, по отчетам о посещении научно-практических мероприятий и др.;

6) использование возможностей сети Internet, телемедицины.

Управление качеством материально-технической базы. Создавая систему менеджмента, мы составили максимальный стандарт оснащения отделения. В декабре 2012 г. за счет всех источников финансирования, в том числе в результате реализации программы модернизации здравоохранения, этот стандарт был достигнут. УЗ-сканеры объединены в локальную сеть с автоматизированными рабочими местами (АРМ), устройствами записи на носители информации, монитором пациента. Локальная сеть связана с учрежденческим сервером для выхода в сеть Internet, что позволяет проводить консультации в режиме on-line (рис. 2).

Для Цитирования:
Миров Александр Игоревич, Система управления качеством диагностической помощи. ГЛАВВРАЧ. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: