В литературе встречается множество формулировок понятия «качеств медицинской помощи». Это связано с тем, что качество медицинской помощи является сложной многокомпонентной категорией [1].
Тем более сложно дать определение качеству диагностики в здравоохранении. Известно, что для любой диагностической методики важными характеристиками являются: специфичность, чувствительность, достоверность, надежность, безопасность и воспроизводимость. Современные технологии позволяют записывать видео – ряды исследования, «забирать объем», которые можно в последующем изучать нескольким специалистам, проводить удаленные консультации. Но целостная картина в наиболее часто используемом в рутинной практике – методе 2D – складывается в результате ручного многократного перемещения датчика и обработки данных путем мыслительной деятельности исследователя.
Созданная нами система контроля качества служит для того, чтобы минимизировать аппаратные, человеческие (субъективные), организационные и технологические риски. Она состоит из 2 подсистем: системы управления (организации) и системы контроля (рис. 1).
Под управлением качеством медицинских кадров мы понимаем реализацию парадигмы «образование через всю жизнь»:
1) прохождение врачами УЗД тематического усовершенствования 1 раз в 5 лет в объеме не менее 144 учебных часов;
2) сдача врачами УЗД экзамена на получение (подтверждение) сертификата специалиста 1 раз в 5 лет;
3) ежегодное посещение врачами УЗД научно-практических семинаров; конгрессов, съездов на центральных научных базах, общероссийских, международных, международных выставок медицинского оборудования и т. п.;
4) регулярное изучение специализированных журналов по ультразвуковой диагностике;
5) проведение презентаций: по новым методам ультразвуковой диагностики, по особым клиническим случаям, по отчетам о посещении научно-практических мероприятий и др.;
6) использование возможностей сети Internet, телемедицины.
Управление качеством материально-технической базы. Создавая систему менеджмента, мы составили максимальный стандарт оснащения отделения. В декабре 2012 г. за счет всех источников финансирования, в том числе в результате реализации программы модернизации здравоохранения, этот стандарт был достигнут. УЗ-сканеры объединены в локальную сеть с автоматизированными рабочими местами (АРМ), устройствами записи на носители информации, монитором пациента. Локальная сеть связана с учрежденческим сервером для выхода в сеть Internet, что позволяет проводить консультации в режиме on-line (рис. 2).