Сертификация — это подтверждение соответствия выбранных объектов требованиям технических регламентов, стандартам или условиям договоров.
Сертификация выполняется независимой стороной — органом по сертификации.
Постановлением Минтруда РФ № 28 (702Р) от 24.04.2002 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» в России введена обязательная система сертификации на исполнение национальных стандартов в области охраны труда (ОТ). Приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 779н действие постановления Минтруда РФ № 28 отменено. И с тех пор сертификация по ОТ проходит в добровольных системах сертификации.
Наиболее распространенной является Система добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (ССОТ), которая создана и зарегистрирована Национальной ассоциацией центров охраны труда. Система предназначена для проведения независимой и квалифицированной оценки соответствия установленным международным и национальным нормативным требованиям ОТ.
Нормативную базу сертификации в ССОТ образуют:
• национальные стандарты;
• международные стандарты;
• стандарты организаций;
• требования других документов, представленных заявителем на условиях договоров.
Главным законом, регламентирующим порядок сертификации работ по организации охраны труда в Российской Федерации, является Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Сертификация проводится органами по сертификации, экспертными центрами и испытательными лабораториями, аккредитованными на право проведения данных работ.
Сертификация работ по ОТ в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям с учетом оценки условий труда и особенностей организации работ по ОТ.
Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, а также: