Государственные заказчики играют существенную роль в системе государственных закупок РФ. Организация закупочной деятельности государственными заказчиками во многом определяет эффективность работы всей системы закупок РФ. В связи с этим проводится всесторонний анализ закупочной деятельности государственных заказчиков.
Одним из методов анализа закупочного процесса является формирование рейтинговых оценок закупочной деятельности государственных заказчиков, которая позволяет:
• отслеживать текущее состояние системы закупок товаров, работ, услуг (выполнение информационной функции);
• выявлять тенденции в контрактной системе РФ в текущем периоде (выполнение аналитической функции);
• вырабатывать управленческие решения, позволяющие воздействовать на закупочную систему (выполнение функции управления).
Важным преимуществом использования методик рейтинговых оценок является возможность проследить траекторию эффективности закупочной деятельности государственного заказчика в пространстве признаков. Отслеживая происходящие изменения, становится возможным определение существующих тенденций в работе государственного заказчика в закупочной сфере. Полученные данные могут быть широко использованы всеми участниками сферы государственных закупок.
Цель исследования: выявить проблемы применения методик рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков и определить пути их решения.
Материалы, методы и условия проведения исследования: в работе применялись методы эмпирического исследования, такие как библиометрический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
В современной жизни общества рейтинги стали играть все бóльшую роль в связи с тем, что способны упростить процесс оценивания с целью принятия верного решения, поскольку возникает необходимость снизить информационную неопределенность, которая часто присутствует между субъектом рейтингования и его клиентами, поставщиками, партнерами [2, с. 9]. Ключевые факторы успешности определяют положение субъектов в той сфере деятельности, которая нуждается в повышении информационной прозрачности. Но не всегда ключевые факторы включают в себя всю необходимую информацию, которая по каким-либо причинам может быть недоступна, и в этом заключается одна из основных сложностей работы с рейтингом.