По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2 DOI:10.33920/med-17-2202-04

Система рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков: проблемы и решения

Е.И. Титова студентка 2-го курса магистратуры факультета экономики торговли и товароведения, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: e-i-titova@mail.ru
Н.A. Проданова д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru

Сфера государственных закупок РФ всегда считалась и считается зоной особого внимания, в связи с чем проводятся мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности деятельности отдельных участников закупочной деятельности и анализа результатов их работы, выраженного в подведении общих итогов. Одним из таких мероприятий является формирование рейтингов как в целом по участникам закупок, так и по отдельным показателям их деятельности. Применяемые методики рейтингования в большинстве случаев являются результатом серьезной разработки аналитиков, сотрудников управлений по регулированию сферы закупок специализированных рейтинговых агентств. Тем не менее нельзя не отметить, что использование существующих методик рейтингования закупочной деятельности на практике зачастую сопровождается рядом проблем и сложностей, на преодоление которых и направлены разработанные авторами рекомендации, касающиеся совершенствования существующей системы рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков.

Литература:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru

2. Карминский А.М. Энциклопедия рейтингов: экономика, общество, спорт: монография / А.М. Карминский, А.А. Полозов. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. — 446 с.

3. Методика комплексной системы оценки эффективности деятельности заказчиков в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Мурманской области [Электронный ресурс]. — URL: https://goszakaz.gov-murman.ru.

4. Методика расчета рейтинга эффективности и прозрачности закупок государственных органов Челябинской области [Электронный ресурс]. — URL: https://gku.gov74.ru.

5. Методология оценки закупочных систем [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.yandex.ru.

6. Никифорова Л.В. Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов России в 2019 г. / Л.В. Никифорова // Федерализм. — 2019. — № 2. — С. 193–218.

7. Никифорова Л.В., Гончаров Е.Н. Система рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков Воронежской области / Л.В. Никифорова, Е.Н. Гончаров // Федерализм. — 2019. — № 3. — С. 186–196.

8. Описание механизма формирования рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ooogos.ru.

9. Порядок формирования рейтинговой оценки эффективности закупочной деятельности государственных заказчиков Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ooogos.ru.

10. Рейтинг качества управления закупочной деятельностью [Электронный ресурс]. — URL: https://raexpert.ru.

11. Топ-10 закупок и поставщиков [Электронный ресурс]. — URL: https://credinform.ru.

1. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal’nykh nuzhd: Federal’nyi zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (v red. ot 02.07.2021) [Elektronnyi resurs] / SPS «Garant». — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: https://base.garant.ru.

2. Karminskii A.M. Entsiklopediia reitingov: ekonomika, obshchestvo, sport: monografiia / A.M. Karminskii, A.A. Polozov. — M.: ID «FORUM»: INFRA-M, 2019. — 446 s.

3. Metodika kompleksnoi sistemy otsenki effektivnosti deiatel’nosti zakazchikov v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh nuzhd Murmanskoi oblasti [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: https://goszakaz. gov-murman.ru.

4. Metodika rascheta Reitinga «Effektivnosti i prozrachnosti zakupok gosudarstvennykh organov Cheliabinskoi oblasti» [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: https://gku.gov74.ru.

5. Metodologiia otsenki zakupochnykh sistem [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: https://docs.yandex.ru.

6. Nikiforova L.V. Reiting effektivnosti i prozrachnosti zakupochnykh sistem regionov Rossii v 2019 g. / L.V. Nikiforova // Federalizm. — 2019. — № 2. — S. 193–218.

7. Nikiforova L.V., Goncharov E.N. Sistema reitingovoi otsenki zakupochnoi deiatel’nosti gosudarstvennykh zakazchikov Voronezhskoi oblasti / L.V. Nikiforova, E.N. Goncharov // Federalizm. — 2019. — № 3. — S. 186–196.

8. Opisanie mekhanizma formirovaniia reitingovoi otsenki zakupochnoi deiatel’nosti gosudarstvennykh zakazchikov Voronezhskoi oblasti [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: http://www.ooogos.ru.

9. Poriadok formirovaniia reitingovoi otsenki effektivnosti zakupochnoi deiatel’nosti gosudarstvennykh zakazchikov Voronezhskoi oblasti [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: http://www.ooogos.ru.

10. Reiting kachestva upravleniia zakupochnoi deiatel’nost’iu [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: https://raexpert.ru.

11. Top-10 zakupok i postavshchikov [Elektronnyi resurs]. — Elektron. dan. — Rezhim dostupa: https://credinform.ru.

Государственные заказчики играют существенную роль в системе государственных закупок РФ. Организация закупочной деятельности государственными заказчиками во многом определяет эффективность работы всей системы закупок РФ. В связи с этим проводится всесторонний анализ закупочной деятельности государственных заказчиков.

Одним из методов анализа закупочного процесса является формирование рейтинговых оценок закупочной деятельности государственных заказчиков, которая позволяет:

• отслеживать текущее состояние системы закупок товаров, работ, услуг (выполнение информационной функции);

• выявлять тенденции в контрактной системе РФ в текущем периоде (выполнение аналитической функции);

• вырабатывать управленческие решения, позволяющие воздействовать на закупочную систему (выполнение функции управления).

Важным преимуществом использования методик рейтинговых оценок является возможность проследить траекторию эффективности закупочной деятельности государственного заказчика в пространстве признаков. Отслеживая происходящие изменения, становится возможным определение существующих тенденций в работе государственного заказчика в закупочной сфере. Полученные данные могут быть широко использованы всеми участниками сферы государственных закупок.

Цель исследования: выявить проблемы применения методик рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков и определить пути их решения.

Материалы, методы и условия проведения исследования: в работе применялись методы эмпирического исследования, такие как библиометрический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.

В современной жизни общества рейтинги стали играть все бóльшую роль в связи с тем, что способны упростить процесс оценивания с целью принятия верного решения, поскольку возникает необходимость снизить информационную неопределенность, которая часто присутствует между субъектом рейтингования и его клиентами, поставщиками, партнерами [2, с. 9]. Ключевые факторы успешности определяют положение субъектов в той сфере деятельности, которая нуждается в повышении информационной прозрачности. Но не всегда ключевые факторы включают в себя всю необходимую информацию, которая по каким-либо причинам может быть недоступна, и в этом заключается одна из основных сложностей работы с рейтингом.

Для Цитирования:
Е.И. Титова, Н.A. Проданова, Система рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков: проблемы и решения. Бухучет в здравоохранении. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: