По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613 DOI:10.33920/med-08-2210-08

Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в Российской Федерации: становление и пути развития

Мызникова Ирина Александровна Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», Воронежский государственный медицинский университет, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 410, e-mail: gigob@sanep.vrn.ru, https://orcid.org/0000-0001-7901-4058
Стёпкин Юрий Иванович доктор медицинских наук, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», профессор, заведующий кафедрой гигиенических дисциплин, Воронежский государственный медицинский университет, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 410, e-mail: san@sanep.vrn.ru, https://orcid.org/0000-0003-1255-293X
Каменева Ольга Владимировна кандидат медицинских наук, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», доцент кафедры эпидемиологии, Воронежский государственный медицинский университет, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 410, e-mail: gigob@sanep.vrn.ru, https://orcid.org/0000-0001-9087-9458
Клепиков Олег Владимирович доктор биологических наук, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», профессор кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды, Воронежский государственный университет, 394068, г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 40, e-mail: klepa1967@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9228-620X
Ненахов Иван Геннадьевич кандидат медицинских наук, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», доцент кафедры гигиенических дисциплин, Воронежский государственный медицинский университет, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 410, e-mail: rayhd@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7942-2844

Впервые термин «санитарное просвещение» был использован в странах Советского Союза (СССР) и подразумевал профилактический вид просветительской работы, направленный на ликвидацию неосведомленности населения в вопросах гигиены и эпидемиологии с целью предотвращения распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и укрепления общественного здоровья. В дальнейшем в СССР, а затем в Российской Федерации было законодательно закреплено прохождение сотрудниками эпидемиологически значимых объектов (ранее — декретированных контингентов) профессиональной гигиенической подготовки и аттестации как одного из условий допуска к профессиональной деятельности. На сегодняшний день существуют различные программы гигиенического обучения для должностных лиц организаций по производству, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанию и обучению детей и подростков, коммунальному и бытовому обслуживанию населения. Вышеуказанные программы реализуются в рамках профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, регламентированной приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», что указывает на актуальность данной процедуры в повышении уровня гигиенической культуры населения, предупреждении распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, формировании поведенческих навыков, направленных на укрепление здоровья человека, здоровья населения и повышение уровня жизни. Данная статья является отражением проведенного анализа предпосылок возникновения, функционирования существующей системы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с выявлением ее основных достоинств и недостатков, а также предложены способы и пути ее совершенствования, в том числе в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.

Литература:

1. Степкин Ю. И., Мамчик Н. П., Клепиков О. В., Улина Н. В., Каменева О. В. Организация профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Здоровье населения и среда обитания. 2007; 5 (170): 10–11.

2. Степкин Ю. И., Мамчик Н. П., Каменева О. В., Якимова И. А. Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Окружающая среда и здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90‑летию медико-профилактического факультета Иркутского государственного медицинского университета. Иркутск: Общество с ограниченной ответственностью «Типография «ИРКУТ»», 2020: 148–153.

3. Волошина И., Козлова Л. В., Новиков П. Н. Модель выявления востребованности профессий: ключевые параметры и некоторые особенности. Социально-трудовые исследования. 2019; 4 (37): 106–119.

4. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Роль современных бизнес-технологий в организации профилактической работы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарный врач. 2016; 10: 7–12.

5. Соломай Т. В. Актуальные вопросы организации и проведения медицинских осмотров сотрудников лечебно-профилактических организаций. Санитарный врач. 2015; 5–6: 37–43.

6. Естифеев Н. Е., Суслова В. Е. Анализ эффективности проведения мероприятий в рамках санитарно-просветительской работы среди студентов и школьников. Современные аспекты формирования здорового образа жизни: материалы VI региональной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный медицинский университет, 2017: 74–76.

7. Алексеева А. В., Дюдина Н. И. Результаты оценки санитарно-просветительской работы по профилактике детского травматизма. Актуальные исследования XXI века: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Душанбе, Таджикистан: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017: 93–98.

8. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Комплексный подход к гигиеническому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Санитарный врач. 2014; 12: 40–43.

9. Прохоров Б. Б., Горшкова И. В. Кризисы общественного здоровья в России и СССР в XX веке. Мир России. Социология. Этнология. 1999; 8 (4): 125–137.

10. Степанова О. В. Санитарное просвещение на Алтае: ликвидация санитарных последствий войны (1945– 1960 гг.). Краеведческие чтения, посвященные 80‑летию С. Е. Черных: материалы международной научно-практической конференции. Усть-Каменогорск, 2014: 171–178.

11. Цыретарова Б. Б. Санитарно-эпидемическая обстановка и борьба с эпидемиями в Бурятии в годы Великой Отечественной войны. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2014; 19 (141): 78–87.

12. Бойко Л. П., Болотникова Ю. А., Логашова Н. Б. Актуальные аспекты формирования гигиенических знаний у населения Саратовской области. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2012; 2 (11): 915.

13. Гуменюк В. Т., Фетисова Г. К., Пономарева В. Б. Роль и значение гигиенического воспитания и обучения в формировании санитарной культуры и здорового образа жизни населения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 10 (211): 24–27.

14. Учебно-методическое пособие для профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников детских образовательных учреждений. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия». Саранск, 2008; 67 с.

15. Учебное пособие для очно-заочной профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников парикмахерских, косметических, маникюрных, педикюрных и массажных кабинетов. Москва: Дезконтроль, 2003; 104 с.

16. Запорожченко В. Г., Потехина М. В., Немец М. Г. и др. Профессиональная гигиеническая подготовка работников предприятий пищевой отрасли. Вопросы питания. 2007; 76 (2): 45–49.

17. Титова О. Н., Засухина Т. Н., Куликов В. Д., Волчков В. А., Аргунова Е. В. Деятельность учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга по реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека. Здравоохранение Российской Федерации. 2014; 58 (6): 10–13.

18. Терских Е. В. Опыт Красноярского края по снижению распространенности курения и обеспечению соблюдения федерального закона № 15‑ФЗ «Об охране здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма». Доказательная медицина — основа современного здравоохранения: сборник научных трудов (в рамках Национального года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями). Хабаровск: Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края, 2015: 185–186.

19. Яблонский П. К., Суховская О. А. Роль антитабачной пропаганды в инициации отказа от табакокурения. Медицинский альянс. 2017; 2: 17–21.

20. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015; 544 с.

21. Соломай Т. В. Оценка факторов, влияющих на здоровье с точки зрения системы управления рисками. Санитарный врач. 2012; 10: 69–72.

22. Сулейманова Т. З. Психолого-педагогические условия осуществления эффективной санитарно-просветительской работы. Научно-образовательные дискуссии: фундаментальные и прикладные исследования: материалы XXX Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Южный Университет (ИУБиП), ООО «Издательство ВВМ», 2021: 161–165.

23. Чупров Л. Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект). Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012; 1–1: 19–21.

24. Левен Е. И., Суслов А. Б. Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС: Институт статистических исследований и экономики знаний [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/ news/377859466.html (дата обращения: 26.11.2021).

25. Хизгияев В. И., Пашкова Н. В. Организация и проведение профессиональной гигиенической подготовки работников с использованием дистанционных образовательных технологий. Российская гигиена — развивая традиции, устремляемся в будущее: материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017: 131–134.

26. Воронкова С. В. Нормативно-правовое регулирование и роль гигиенического воспитания трудящихся при формировании здорового образа жизни. Санитарный врач. 2017; 10: 69–73.

1. Stepkin Yu. I., Mamchik N. P., Klepikov O. V., Dulina N. V., Kameneva O. V. Organization of professional hygienic training and certification. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (Public health and habitat). 2007; 5 (170): 10–11. (in Russian)

2. Stepkin Yu. I., Mamchik N. P., Kameneva O. V., Yakimova I. A. System of professional hygienic training and certification. Environment and health: Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the Medical and Preventive Faculty of Irkutsk State Medical University. Irkutsk: Limited Liability Company «IRKUT Printing House», 2020: 148–153. (in Russian)

3. Voloshina I., Kozlova L. V., Novikov P. N. A model for identifying the demand for professions: key parameters and some features. Social’no-trudovye issledovanija (Social and labor research). 2019; 4 (37): 106–119.4. (in Russian)

4. Solomay T. V., Syrtsova M. A. The role of modern business technologies in the organization of preventive work in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 10: 7–12. (in Russian)

5. Solomay T. V. Topical issues of organization and conduct of medical examinations of employees of medical and preventive organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2015; 5–6: 37–43. (in Russian)

6. Evstifeev N. E., Suslov V. E. Analysis of the effectiveness of measures within the framework of sanitary and educational work among students and schoolchildren. Modern aspects of healthy lifestyle formation: Materials of the VI regional scientific and practical conference. Novosibirsk: Novosibirsk State Medical University, 2017: 74–76. (in Russian)

7. Alekseeva A. V., Dyudina N. I. The results of the evaluation of sanitary and educational work on the prevention of childhood injuries. Actual research of the XXI century: Materials of the International (correspondence) scientific and practical conference. Dushanbe, Tajikistan: Mir Nauki Scientific and Publishing Center, 2017: 93–98. (in Russian)

8. Solomay T. V., Syrtsova M. A. An integrated approach to hygienic education in preschool educational organizations. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2014; 12: 40–43. (in Russian)

9. Prokhorov B. B., Gorshkova I. V. Public health crises in Russia and the USSR in the XX century. Mir Rossii. Sociologija. Jetnologija (World of Russia. Sociology. Ethnology). 1999; 8 (4): 125–137. (in Russian)

10. Stepanova O. V. Sanitary education in Altai: elimination of the sanitary consequences of the war (1945–1960). Local history readings dedicated to the 80th anniversary of S. E. Chernykh: materials of the international scientific and practical conference. Ust-Kamenogorsk, 2014: 171–178. (in Russian)

11. Tsyretarova B. B. Sanitary and epidemic situation and the fight against epidemics in Buryatia during the Great Patriotic War. Vestnik RGGU. Serija: Istorija. Filologija. Kul’turologija. Vostokovedenie (Bulletin of the Russian State University. Series: History. Philology. Cultural studies. Oriental studies). 2014; 19 (141): 78–87. (in Russian)

12. Boyko L. P., Bolotnikova Yu. A., Logashova N. B. Actual aspects of the formation of hygienic knowledge among the population of the Saratov region. Bjulleten’ medicinskih internet-konferencij (Bulletin of medical Internet conferences). 2012; 2 (11): 915. (in Russian)

13. Gumenyuk V. T., Fetisova G. K., Ponomareva V. B. The role and importance of hygienic education and training in the formation of sanitary culture and healthy lifestyle of the population. Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (Public health and habitat). 2010; 10 (211): 24–27. (in Russian)

14. Educational and methodical manual for professional hygienic training and certification of officials and employees of children’s educational institutions. Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being, Federal State Health Institution «Center for Hygiene and Epidemiology in Rep. Mordovia», Saransk, 2008. (in Russian)

15. Textbook for full-time and part-time professional hygienic training of officials and employees of hairdressers, cosmetic, manicure, pedicure and massage rooms. Moscow: Dezkontrol, 2003. (in Russian)

16. Zaporozhchenko V. G., Potekhina M. V., Nemets M. G., etc. Professional hygienic training of employees of food industry enterprises. Voprosy pitanija (Nutrition issues). 2007; 76 (2): 45–49. (in Russian)

17. Titova O. N., Zasukhina T. N., Kulikov V. D., Volchkov V. A., Argunova E. V. Activities of St. Petersburg healthcare institutions to implement measures aimed at reducing tobacco consumption and reducing its impact on humans. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii (Healthcare of the Russian Federation). 2014; 58 (6): 10–13. (in Russian)

18. Terskikh E. V. The experience of the Krasnoyarsk Territory in reducing the prevalence of smoking and ensuring compliance with Federal Law No. 15‑FZ «On protecting the health of citizens from the effects of tobacco consumption and exposure to ambient tobacco smoke». Evidence-based medicine is the basis of modern healthcare: A collection of scientific papers (within the framework of the National Year of Combating Cardiovascular Diseases), Khabarovsk: Institute for Advanced Training of Healthcare Professionals of the Ministry of Health of the Khabarovsk Territory, 2015: 185–186. (in Russian)

19. Yablonsky P. K., Sukhovskaya O. A. The role of anti-tobacco propaganda in the initiation of smoking cessation. Medicinskij al’jans (Medical Alliance). 2017; 2: 17–21. (in Russian)

20. Lisitsyn Yu. P. Public health and healthcare. Textbook. Moscow. GEOTAR-Media. 2015. (in Russian)

21. Solomay T. V. Assessment of factors affecting health from the point of view of the risk management system. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2012; 10: 69–72. (in Russian)

22. Suleymanova T. Z. Psychological and pedagogical conditions for the implementation of effective sanitary and educational work. Scientific and educational discussions: fundamental and applied research: Materials of the XXX All-Russian Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don: Southern University (IUBiP), VVM Publishing House LLC, 2021: 161–165. (in Russian)

23. Chuprov L. F. Sanitary education (psychological and pedagogical aspect). Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri (Bulletin on Pedagogy and Psychology of Southern Siberia). 2012; 1–1: 19–21. (in Russian)

24. Leven E. I., Suslov A. B. The level of digital skills in Russia and the EU countries. [Electronic resource]: Institute of Statistical Research and Knowledge Economics URL: https://issek.hse.ru/news/377859466.html (accessed: 11/26/2021). (in Russian)

25. Khizgiyaev V. I., Pashkova N. V. Organization and conduct of professional hygienic training of employees using distance educational technologies. Russian hygiene — developing traditions, we are rushing into the future: materials of the XII All-Russian Congress of Hygienists and Sanitary Doctors. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K», 2017: 131–134. (in Russian)

26. Voronkova S. V. Legal regulation and the role of hygienic education of workers in the formation of a healthy lifestyle. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2017; 10: 69–73. (in Russian)

В Российской Федерации система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации как явление, имеющее законодательную подоплеку, начала функционировать в 1977 г., когда была принята на Коллегии Минздрава России. Предпосылками возникновения данного образовательного мероприятия явилось понимание ученых, в том числе работников профилактического и практического здравоохранения, необходимости ведения санитарно-просветительской работы среди сотрудников эпидемиологически значимых объектов на правовом уровне в качестве одного из критериев допуска к осуществлению профессиональной деятельности, так как именно декретированные контингенты составляют большую часть трудоспособного занятого населения. Так, по данным социологического исследования, проведенного Волошиной И., Козловой Л.В., Новиковым П.Н. в 2019 г. на базе Центра развития профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, «…наиболее востребованными являются профессии из сферы сервиса и оказания услуг населению (18,2 %), транспорта (10,3 %), образования и науки (7,7 %), сквозных видов профессиональной деятельности (5,8 %), административно-управленческой и офисной деятельности (5,7 %) и жилищно-коммунального хозяйства (5,2 %), социального обслуживания (5,1 %)» [3]. Научные исследования, проведенные специалистами по данной тематике, свидетельствуют в пользу эффективности системы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации именно среди лиц и работников вышеуказанных сфер деятельности [4, 5]. Также существуют исследования и работы, посвященные анализу противоэпидемической эффективности санитарно-просветительской работы среди населения, а также среди детей и подростков для формирования у них здоровьесберегающих навыков [6–8]. Особая нужда в такого рода знаниях возникла во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время, поскольку с 1941 по 1947 г. значительно возросла заболеваемость и смертность от инфекций, имеющих фекально-оральный механизм передачи, в том числе и среди детей (сыпной, возвратный и брюшной тиф, паратифы, шигеллезы, холера), а также туберкулезом различной локализации, что свидетельствует о необходимости санитарно-гигиенического просвещения населения и подготовки специалистов в этой области [9–11].

Для Цитирования:
Мызникова Ирина Александровна, Стёпкин Юрий Иванович, Каменева Ольга Владимировна, Клепиков Олег Владимирович, Ненахов Иван Геннадьевич, Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в Российской Федерации: становление и пути развития. Санитарный врач. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: