В Российской Федерации система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации как явление, имеющее законодательную подоплеку, начала функционировать в 1977 г., когда была принята на Коллегии Минздрава России. Предпосылками возникновения данного образовательного мероприятия явилось понимание ученых, в том числе работников профилактического и практического здравоохранения, необходимости ведения санитарно-просветительской работы среди сотрудников эпидемиологически значимых объектов на правовом уровне в качестве одного из критериев допуска к осуществлению профессиональной деятельности, так как именно декретированные контингенты составляют большую часть трудоспособного занятого населения. Так, по данным социологического исследования, проведенного Волошиной И., Козловой Л.В., Новиковым П.Н. в 2019 г. на базе Центра развития профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, «…наиболее востребованными являются профессии из сферы сервиса и оказания услуг населению (18,2 %), транспорта (10,3 %), образования и науки (7,7 %), сквозных видов профессиональной деятельности (5,8 %), административно-управленческой и офисной деятельности (5,7 %) и жилищно-коммунального хозяйства (5,2 %), социального обслуживания (5,1 %)» [3]. Научные исследования, проведенные специалистами по данной тематике, свидетельствуют в пользу эффективности системы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации именно среди лиц и работников вышеуказанных сфер деятельности [4, 5]. Также существуют исследования и работы, посвященные анализу противоэпидемической эффективности санитарно-просветительской работы среди населения, а также среди детей и подростков для формирования у них здоровьесберегающих навыков [6–8]. Особая нужда в такого рода знаниях возникла во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время, поскольку с 1941 по 1947 г. значительно возросла заболеваемость и смертность от инфекций, имеющих фекально-оральный механизм передачи, в том числе и среди детей (сыпной, возвратный и брюшной тиф, паратифы, шигеллезы, холера), а также туберкулезом различной локализации, что свидетельствует о необходимости санитарно-гигиенического просвещения населения и подготовки специалистов в этой области [9–11].