По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Система профессионального образования: роль работодателей

Е.В. Калинкин д-р экон. наук, профессор, кафедра финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассмотрены наиболее эффективные формы взаимодействия потенциальных работодателей с учреждениями профессионального образования. Выявлены особенности взаимосвязи отдельных звеньев профессионального образования и работодателей на территориальном и корпоративном уровнях. Обоснована необходимость привлечения работодателей к повышению практической подготовки преподавательских кадров.

Литература:

1. Бизнес-школа РСПП: второй учебный год завершен // Бизнес России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://businessofrussia.com/sept-2015/ monitoring/item/1381-bs. html.

2. Ермольцев Д. Высшая школа как стандарт и фикция // Русский репортер. – 2014. – № 35. – С. 40.

3. Ивантер И., Обухова Е. Уступите место реалистам // Эксперт. – 2016. – № 22.

4. Калинкин Е.В. Вузы в региональной системе профессионального образования // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2013. – № 1. – С. 13–18.

5. Калинкин Е.В. О финансовой устойчивости вузов // Наука и практика: науч.аналит. журнал РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2012. – № 2. – С. 71–75.

6. Линд М. Как привлечь молодых и талантливых на Север // Эксперт. – 2016. – № 1-2. – С. 74–75.

7. Пастушин А., Тагаева Л. Зачем Сбербанку собственный университет // РБК. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. rbc.ru/business/27/04/2015/552c5d b89a7947afb2f0f06a.

8. Преодоление кадрового голода // Эксперт. – 2015. – № 25. – С. 38–41.

9. Ректоры российских вузов совместно с Минобрнауки обсудили создание опорных региональных университетов // Коммерсант Власть. – 2015. – № 50. – С. 45.

10. Серебрякова Е. Мы – нечто большее, чем просто центры профориентации // Коммерсант Деньги. – 2015. – № 50. – С. 60–61.

11. Хомерики Л. В погоне за кадром // Business Guide. – 2015. – № 17. С. 11.

Кадры решают все, когда они в нужном месте и в нужное время, однако эффективность их работы зависит от соответствия их квалификации предъявляемым требованиям. В первом случае работодатели самостоятельно определяют численность и структуру необходимых специалистов, во втором – зависят от результатов работы системы профессионального образования, которые их зачастую не устраивают. Поэтому одновременно с повышением требований к уровню подготовки молодых специалистов работодатели вынуждены использовать различные виды дополнительного профессионального образования. Следует отметить, что в этом случае работодатели в определенной степени нивелируют преимущество, например, высшей школы, которая одновременно с подготовкой кадров обеспечивает социальную доступность к получению высшего образования. Об этом свидетельствует превышение доли студентов, обучающихся на платной основе, главным образом по гуманитарным направлениям и очно-заочной форме обучения.

В этих условиях для работодателей важно определить формы и методы участия в совершенствовании системы профессионального образования с учетом положительных аспектов, которые имели место в период планового управления подготовкой кадров, и соответствующего отечественного и зарубежного опыта. При этом необходимо учитывать конкретные мероприятия по реформированию российской экономики как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку в значительной части принимаемых решений по структурной перестройке российской экономики, разработке антисанкционных мер и снижению импортозависимости мало внимания уделяется их кадровому обеспечению. Об этом свидетельствуют итоги заседания Экономического совета при Президенте России в мае текущего года (2016 г.), где в представленных концепциях развития российской экономики кадровое обеспечение предлагаемых мероприятий представлено в общем плане.

В этой связи рабочая группа в данном совете по направлению «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» должна определить место кадровой составляющей в процессе преодоления технического отставания, увеличения доли экспорта конкурентоспособной готовой продукции. Уже эти два направления требуют особого внимания к подготовке высококвалифицированных специалистов. В представленных концепциях предусматривается повышение качества подготовки кадров и даже повышение качества человеческого капитала [3]. Этому может способствовать не только имеющийся опыт увеличения человеческого капитала, но и практика его использования. Второе место по экспорту военной техники, строительство атомных станций в других странах, возведение Керченского моста – результат совместной работы учреждений профессионального образования и работодателей. Следовательно, при разработке единой концепции развития российской экономики необходимо определить формы эффективной интеграции отдельных звеньев системы профессионального образования и работодателей, представляющих предприятия, их объединения и ассоциации. В отдельных случаях для этого необходимо корректировать принятые решения. Например, в целях снижения дифференциации в социально-экономическом развитии отдельных регионов. В январе текущего года было принято решение о предоставлении субсидий субъектам РФ на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков и технопарков1 . Нет сомнений, что такие парки являются драйверами инновационного развития региональной экономики. Однако было бы разумно предоставить субъектам возможность использовать определенную часть субсидий на целевую подготовку кадров в местных профессиональных учебных заведениях.

Для Цитирования:
Е.В. Калинкин, Система профессионального образования: роль работодателей . Юрист ВУЗа. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: