Кадры решают все, когда они в нужном месте и в нужное время, однако эффективность их работы зависит от соответствия их квалификации предъявляемым требованиям. В первом случае работодатели самостоятельно определяют численность и структуру необходимых специалистов, во втором – зависят от результатов работы системы профессионального образования, которые их зачастую не устраивают. Поэтому одновременно с повышением требований к уровню подготовки молодых специалистов работодатели вынуждены использовать различные виды дополнительного профессионального образования. Следует отметить, что в этом случае работодатели в определенной степени нивелируют преимущество, например, высшей школы, которая одновременно с подготовкой кадров обеспечивает социальную доступность к получению высшего образования. Об этом свидетельствует превышение доли студентов, обучающихся на платной основе, главным образом по гуманитарным направлениям и очно-заочной форме обучения.
В этих условиях для работодателей важно определить формы и методы участия в совершенствовании системы профессионального образования с учетом положительных аспектов, которые имели место в период планового управления подготовкой кадров, и соответствующего отечественного и зарубежного опыта. При этом необходимо учитывать конкретные мероприятия по реформированию российской экономики как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку в значительной части принимаемых решений по структурной перестройке российской экономики, разработке антисанкционных мер и снижению импортозависимости мало внимания уделяется их кадровому обеспечению. Об этом свидетельствуют итоги заседания Экономического совета при Президенте России в мае текущего года (2016 г.), где в представленных концепциях развития российской экономики кадровое обеспечение предлагаемых мероприятий представлено в общем плане.
В этой связи рабочая группа в данном совете по направлению «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» должна определить место кадровой составляющей в процессе преодоления технического отставания, увеличения доли экспорта конкурентоспособной готовой продукции. Уже эти два направления требуют особого внимания к подготовке высококвалифицированных специалистов. В представленных концепциях предусматривается повышение качества подготовки кадров и даже повышение качества человеческого капитала [3]. Этому может способствовать не только имеющийся опыт увеличения человеческого капитала, но и практика его использования. Второе место по экспорту военной техники, строительство атомных станций в других странах, возведение Керченского моста – результат совместной работы учреждений профессионального образования и работодателей. Следовательно, при разработке единой концепции развития российской экономики необходимо определить формы эффективной интеграции отдельных звеньев системы профессионального образования и работодателей, представляющих предприятия, их объединения и ассоциации. В отдельных случаях для этого необходимо корректировать принятые решения. Например, в целях снижения дифференциации в социально-экономическом развитии отдельных регионов. В январе текущего года было принято решение о предоставлении субсидий субъектам РФ на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков и технопарков1 . Нет сомнений, что такие парки являются драйверами инновационного развития региональной экономики. Однако было бы разумно предоставить субъектам возможность использовать определенную часть субсидий на целевую подготовку кадров в местных профессиональных учебных заведениях.