По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.12; 65.01

Система образования и производственная адаптация: цифровизация и управление

Е.А. Горин доктор экономических наук, Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург
М.Р. Имзалиева аспирант, Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург

Обсуждаются особенности управленческого труда и его трансформация в условиях инновационного технологического развития и интенсификации информационного обмена. Система целеполагания инновационного процесса рассматривается через улучшение качества жизни населения, повышение роли каждого индивидуума и изменение содержания управленческой деятельности.

Литература:

1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spbcluster.ru/2018/12/12/ itogi-konferentsii-tsifrovaya-ekonomika-tsifrovoe-prostranstvo-regionalnyj-aspekt.

2. Наука и инновации СанктПетербурга в 2017 г. Стат.сб./Петростат. — СПб, 2018.

3. Горин Е.А., Красиков А.А., Расковалов В.Л., Романовская Е.В. Социальные ориентиры инновационного процесса: человеческий фактор // Инновации, 2013. — № 3.

4. Кузнецов С.В., Горин Е.А. Научнотехнологическое развитие: стимулы ускорения и механизмы реализации // Инновации, 2016. — № 6 (212).

5. Афанасенко И.Д. Россия в пути. Избранное. — СПб: изд-во СПбГУЭФ, 2011.

6. Шувалов И.И. Экономический рост: новые вызовы // Экономическая политика, 2011. — № 3.

7. Плетнев К.И. Научно-техническая сфера России: проблемы и перспективы. — М.: Наука, 2011.

8. Руус Б., Пайк С. Интеллектуальный капитал: практика управления. — СПб: изд-во СПбГУ, 2008.

9. Глухов В.В., Горин Е.А., Осеевский М.Э. Управление инновационным социально-экономическим развитием мегаполиса: методология, принципы, механизмы. Научное издание. — СПб: изд-во Политехнического университета, 2012.

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 2004.

11. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России: к умной и нравственной экономике. В 5 томах. — М.: изд-во «Научный эксперт», 2008. — Т. 3.

12. Иванова И. Без троечников. Инженерное образование требует «зачистки» // Санкт-Петербургские ведомости, 20.01.2015. — № 7 (5380).

13. Горин Е.А., Красиков А.А., Расковалов В.Л., Романовская Е.В. Активизация профессионального самоопределения современной молодежи в условиях инновационного развития и трансформации образовательной сферы. — Сб. ст. «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников», VII Петербургский образовательный форум 2016. — СПб: SMG Print, 2016.

14. Broussous M. Z Generation, so optimistic // Paris Worldwide, 2014. — № 3.

15. Раджан Р.Г. Линии разлома: скрытые трещины, все еще управляющие мировой экономикой. — М.: Ин-та Гайдара, 2013.

16. Бодрунов С.Д. Формирование стратегии реиндустриализации России. Часть 1. — СПб: ИНИР, 2015.

17. Геофизика и лирика // Город 812, № 10 (208), 25 марта 2013.

18. Наследие на столетия. Сверяем курс. — Интервью с В.Л. Александровым о юбилее А.Н. Крылова // СанктПетербургские ведомости, № 155 (5431), 15 августа 2013.

19. Глазьев С.Ю. Нищета и блеск российских монетаристов. Часть 1 // Экономическая наука современной России, 2015. — № 2 (69).

20. Веллер М. Им можно все? Каста неприкасаемых становится главной в обществе // Аргументы и факты, № 51 (1728), 18-24.12.2013.

21. Ходус А.А. Технологии лидерства в эпоху ропота и небрежения // Экспертный союз, 2013. — № 9.

22. Рац М.В. Бюрократия в контексте перемен: политики, управленцы, чиновники // Полития, 2010. — № 3-4 (58=59).

23. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stimul.online/viewpoint/ smena-tekhnologicheskikh-paradigmvyzovy-dlyaregulirovaniya.

«Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной»

Ральф Уолдо Энерсон, американский эссеист, поэт и философ (1803–1882)

В декабре 2018 г. на конференции «Цифровая экономика — цифровое пространство. Региональный аспект» [1] в очередной раз обсуждались вопросы адаптации власти и бизнеса к цифровой трансформации, кадровая политика и компетенции в цифровом мире, ситуация в экономике региона, находящейся на пороге цифровой трансформации и широкого внедрения высоких технологий. В качестве проблем были отмечены отсутствие информационного взаимодействия между государством и бизнесом, дефицит технологического трансфера, слабость систем защиты данных.

В очередной раз подтвердив, что переход на цифровую экономику невозможен без фундаментальной базы знаний и профессиональных навыков у персонала всех уровней, а также без качественной подготовки молодых специалистов. Экспертным сообществом был констатирован качественный разрыв между образованием и реальным производством, в результате до 50% профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений осуществляется уже на предприятии.

Возможно, что этим объясняется и низкий уровень инновационной активности в экономике. Как показано на рис. 1, несмотря на провозглашенную ориентацию на технологическое развитие и принимаемые для этого меры, ожидаемого роста пока не наблюдается [2].

Таким образом, существующая система образования явно нуждается в реформировании, восстановлении общественной атмосферы уважения к созидательному творческому труду, максимальном приближении к динамичным реалиям мировой информационной парадигмы, модернизации на базе новых возможностей и исключении не оправдавших себя западных подходов.

Основой для этого является ключевая роль человеческого капитала, уровня знаний и качества труда для социальных трансформаций и ускоряющегося инновационного процесса [3]. Мысль, высказанная в середине XIX века американским философом Р. Энерсоном и вынесенная в эпиграф, остается актуальной даже через два столетия, когда такой важнейший ресурс как человеческий капитал получает дополнительные возможности для развития. Подчеркнем, что главные социальные качества индивида — ответственность и профессионализм — несомненно, важные для любого члена общества, для его пассионарной части, то есть активной или допущенной к принятию решений всегда были и остаются во все большей степени определяющими для эффективного функционирования общества.

Для Цитирования:
Е.А. Горин, М.Р. Имзалиева, Система образования и производственная адаптация: цифровизация и управление. Юрист ВУЗа. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: