Рыночная экономика требует от организации построения такой системы управления организацией и нормированием труда, которая была бы адекватна требованиям рыночной экономики. Рассмотрим концептуальные изменения в способах возникновения и функционирования норм и организационных решений в современных условиях. В настоящее время эти способы можно представить в виде схемы (рис. 1).
Планомерно-сознательный способ предполагает, что нормы и организационные усовершенствования разрабатываются специализированными организациями по заданию вышестоящих административных и хозяйственных организаций, и мы имеем дело с активным, целенаправленным нормотворчеством субъекта. При стихийном способе нормы и организационные усовершенствования возникают и функционируют без принуждения со стороны специальных институтов управления, а предпосылкой их появления выступает ценностно-ориентационная деятельность индивида, связанная с осознанием целевых установок деятельности предприятия, участием в их разработке, пониманием своего места и роли в достижении этих целей. Стихийный способ возникновения и функционирования норм и организационныx усовершенствований напрямую связан с процессом самонормирования и самоорганизации труда.
Современные направления социально-экономического развития общества, изменения в хозяйственном механизме обусловливают переход от планомерно-сознательного способа установления норм и разработки мероприятий НОТ к стихийному. На практике такой переход выражается в передаче функций управления организацией и нормированием труда на уровень предприятий и отказе государственных органов от целенаправленного процесса воздействия на теорию и практику организации и нормирования труда (исключение составляют предприятия государственной формы собственности).
Если в условиях плановой экономики государство через министерства предписывало предприятию методику нормирования, уровень технически обоснованных норм, процент снижения трудоемкости выпускаемой продукции и, как следствие, порядок пересмотра норм труда, использование тех или иных нормативов, а также конкретные направления, мероприятия и масштабы внедрения НОТ, то в настоящее время государство уже не выступает в роли командного органа, отчетность в сфере организации и нормирования отменена. Государство должно осуществлять деятельность по созданию благоприятных условий для самостоятельной работы по организации и нормированию труда посредством правового, научно-методического и нормативного обеспечения, а также системы подготовки кадров.