По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.684:629.353]:658.310.16

Система нормирования и оплаты труда водителей карьерных самосвалов

Д. В. Попов исполнительный директор, ООО «Восточно-Бейский разрез», Республика Хакасия, Бейский район, с. Кирба, ул. Майская, д. 6, E-mail: PopovDV@suek.ru Ф.
К. Мухин заместитель исполнительного директора по производству и автотранспорту, ООО «Восточно-Бейский разрез», Республика Хакасия, Бейский район, с. Кирба, ул. Майская, д. 6, е-mail: MuhinFK@suek.ru C.
И. Захаров канд. экон. наук, заведующий лабораторией организации и оплаты труда», ООО «НИИОГР», г. Челябинск, ул. Энтузиастов, д. 30, оф. 715, е-mail: svzakharov@bk.ru

В статье описаны результаты работы по совершенствованию системы нормирования и оплаты труда водителей карьерных самосвалов в ООО «ВосточноБейский разрез». Особенностью реализуемого подхода является повышение тесноты связи результатов и оплаты труда работника на основе использования критерия «производительное время работы».

Литература:

1. Костарев А. С., Тихонова Е. В., Стребкова С. Ф., Немцова Т. В., Захаров С. И. // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 3. — С. 18–24.

2. Галкин В. А., Кавышкин В. П., Полещук М. Н., Соколовский А. В. Организационно-технологические резервы в автомобильно-экскаваторном комплексе // Геотехнологические проблемы комплексного освоения недр: сб. науч. тр. ИГД УрО РАН. — Екатеринбург, 2008.— Вып. 4 (94). — С. 110–113.

3. Макаров А. М. Повышение эффективности технологического автомобильного транспорта оперативным управлением подсистемами карьера: дис. … канд. техн. наук.— Челябинск, 1990. — 159 с.

4. Захаров С. И. Повышение эффективности рабочих процессов угледобывающего предприятия на основе совершенствования организационно-экономических отношений: дис. … канд. экон. наук. — Челябинск, 2011. — 150 с.

Основным видом промышленного транспорта на угольных разрезах России является автомобильный, поэтому водители самосвалов занимают наибольшую долю в численности операционного персонала разреза, а расходы на оплату их труда — в структуре ФОТ предприятия. При высоких затратах на транспортировку горной массы возникает необходимость повышения производительности работы водителей, что ставит перед руководством предприятия задачу совершенствования системы оплаты труда. Одним из направлений совершенствования оплаты труда водителей выступает достижение баланса интересов на основе производительности труда и тесноты связи между результатами его работы и оплатой труда [1]. При повышении тесноты связи между результатами и оплатой труда водителей автосамосвалов возникают затруднения, потому что единицы измерения транспортной работы в существующей системе (тонна, кубометр, тонна-километр) в зависимости от условий транспортирования имеют разную трудоемкость. В системе учета результатов труда водителей эта разница обычно не фиксируется [1]. На практике это способствует появлению «выгодных» и «невыгодных» маршрутов.

Для выхода из сложившейся ситуации было решено применить показатель оценки результатов труда водителей — производительный час, рассчитываемый в соответствии с методикой НИИОГР [2–4]. Использование этого показателя оценки результатов труда водителей открывает новые возможности для формирования системы учета производительного времени (табл. 1).

Применение предложенного показателя к оценке существующих в ООО «Восточно-Бейский разрез» норм выработки на транспортирование горной массы позволило выявить, что для их стопроцентного выполнения в зависимости от расстояния и высоты подъема водителю требуется от 7,5 до 9,5 производительных часов работы в смену. Для обеспечения равной напряженности норм выработки, после обсуждения выявленных недостатков в нормах с водителями автосамосвалов, они были пересмотрены и утверждены на уровне 10 производительных часов в смену (рис. 1). Проводившаяся с января 2017 г. по октябрь 2018 г. работа включала шесть основных этапов:

Для Цитирования:
Д. В. Попов, К. Мухин, И. Захаров, Система нормирования и оплаты труда водителей карьерных самосвалов. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: