Основным видом промышленного транспорта на угольных разрезах России является автомобильный, поэтому водители самосвалов занимают наибольшую долю в численности операционного персонала разреза, а расходы на оплату их труда — в структуре ФОТ предприятия. При высоких затратах на транспортировку горной массы возникает необходимость повышения производительности работы водителей, что ставит перед руководством предприятия задачу совершенствования системы оплаты труда. Одним из направлений совершенствования оплаты труда водителей выступает достижение баланса интересов на основе производительности труда и тесноты связи между результатами его работы и оплатой труда [1]. При повышении тесноты связи между результатами и оплатой труда водителей автосамосвалов возникают затруднения, потому что единицы измерения транспортной работы в существующей системе (тонна, кубометр, тонна-километр) в зависимости от условий транспортирования имеют разную трудоемкость. В системе учета результатов труда водителей эта разница обычно не фиксируется [1]. На практике это способствует появлению «выгодных» и «невыгодных» маршрутов.
Для выхода из сложившейся ситуации было решено применить показатель оценки результатов труда водителей — производительный час, рассчитываемый в соответствии с методикой НИИОГР [2–4]. Использование этого показателя оценки результатов труда водителей открывает новые возможности для формирования системы учета производительного времени (табл. 1).
Применение предложенного показателя к оценке существующих в ООО «Восточно-Бейский разрез» норм выработки на транспортирование горной массы позволило выявить, что для их стопроцентного выполнения в зависимости от расстояния и высоты подъема водителю требуется от 7,5 до 9,5 производительных часов работы в смену. Для обеспечения равной напряженности норм выработки, после обсуждения выявленных недостатков в нормах с водителями автосамосвалов, они были пересмотрены и утверждены на уровне 10 производительных часов в смену (рис. 1). Проводившаяся с января 2017 г. по октябрь 2018 г. работа включала шесть основных этапов: