Эффективное решение задач, стоящих перед современным здравоохранением, в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров [Гажева А. В., Егорова Е. В., 2008; Шляфер С. И., Камынина Н. Н., Турчиев А. Г., Тимофеева Е. И., 2010; Комаров Ю. М., 2012; Кирщина И. А., 2013].
В обеспечении качества медицинской помощи населению существенная роль принадлежит специалистам со средним медицинским образованием [Островская И. В., 2009; Шляфер С. И., Камынина Н. Н., Гажева А. В., 2010; Стародубов В. И., 2014; Двойников С. И., 2015; Shopov D. G., 2017].
Следует отметить, что на решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров для российского здравоохранения, которую призвана сыграть модернизация системы подготовки средних медицинских работников всех уровней и направлений подготовки, обратил внимание Федерального Собрания в своем послании и Президент РФ В. В. Путин (2017).
Процесс, в результате которого специалисту удается сохранить качество и уровень знаний [Калдыбаев С. К., Бейшеналиев А. Б., 2015], практических навыков, умений на протяжении всей профессиональной жизни, позволяет ему поддерживать квалификацию, быть компетентным при выполнении должностных обязанностей и мобильным в своей профессии [Виханский О. С., 1998; Жариков Ю. Н., 2004; Манерова О. А., 2005; Бахтина И. С., 2009; Камынина Н. Н., 2012; Введенский В. Н., 2014; Пятаева А. В., Карасева Л. А., 2018].
Цель исследования — изучить и оценить систему непрерывного профессионального развития специалистов сестринского дела в условиях медицинской организации (на примере ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница»).
Значение профессионального развития для формирования компетенций специалистов
В отечественной и зарубежной литературе встречаются различные определения понятия «профессиональное развитие», которые сформулированы в разные исторические периоды [Маркова А. К., 1996; Glatthorn A., 2005; Зеер Э. Ф., 2006; Козырева О. А., 2007; Егоршин А. П., 2009; Бойчаева Ш. С., 2017], но дополняют друг друга и несут одинаковую смысловую нагрузку.