Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперации.
Исходя из понимания непрерывного образования как системы взглядов на образовательную практику, провозглашающую учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его жизни в любом возрасте оно предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В связи с этим основной целью непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Возможным становится развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннее саморазвитие. Непрерывное образование позволяет интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «образование через всю жизнь». Устойчивое развитие экономики достигается в условиях, когда трудоспособное население постоянно и непрерывно обучается. Создание гибкой мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов обусловлено необходимостью удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества в совершенствовании и обновлении знаний. В рамках непрерывного образования принципиально важным считается, что все социальные и возрастные группы населения формируют свой заказ к системе образования.
Регион представляет собой систему региональных рынков, взаимодействующих друг с другом. На данном этапе развития региона взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, как показывает практика, является неэффективным, что в совокупности с мировым финансовым кризисом приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда. В связи с этим необходимо создание региональной образовательной модели, которая была бы выстроена в соответствии с особенностями и стратегическими задачами региона, не только обеспечивающей получение высшего (среднего) профессионального образования, но и позволяющей быть востребованным на рынке специалистом. Региональная система образования должна оперативно реагировать на происходящие изменения в регионе. Системе высшего образования, в силу ее фундаментальности, тяжело быстро адаптироваться к внешней среде, поэтому для корректировки возникшего дисбаланса на рынке труда необходимо использовать тот вид образования, который является наиболее мобильным, − непрерывное образование. Мобильность − важнейший его фактор, позволяющий быть непрерывно адаптированным к технологическим и социально-экономическим изменениям в обществе, регионе, государстве. Программы непрерывного образования имеют целью подготовку (переподготовку) наиболее востребованных специалистов и основная их функция – решение региональных задач социального характера. Непрерывное образование призвано компенсировать «пробелы» основного (базового) образования. Региональный рынок непрерывного образования Московской области представлен в первую очередь вузами региона.