Состояние здоровья населения России, неблагоприятная демографическая ситуация в регионах, недостаточная эффективность системы отечественного здравоохранения требуют рационального использования ресурсов здравоохранения, в том числе кадровых ресурсов [1; 6].
Перед образовательными учреждениями в здравоохранении стоит задача удовлетворять потребность специалистов в непрерывном медицинском образовании на протяжении всей профессиональной деятельности.
Применяемые технологии дистанционного образования обеспечивают полный цикл образовательного процесса, а именно: получение информации обучаемыми, их консультирование, управление обучением и проведение тестирований [7].
Ключевым звеном в обеспечении ранней диагностики злокачественных новообразований, качества и доступности онкологической помощи является совершенствование системы подготовки кадров в рамках концепции непрерывного медицинского образования [5].
Учитывая дефицит кадров врачей-онкологов, в Нижегородской области был разработан системный подход к организации их подготовки.
В Нижегородской области были разработаны региональная программа «Развитие здравоохранения» и подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» региона на 2013–2020 годы», в которой отмечена значимость подготовки врачей-онкологов в связи со строительством стационаров, открытием межрайонных онкологических центров [4].
За последние 10 лет наблюдалась тенденция к росту подготовки кадров через клиническую ординатуру, аспирантуру, интернатуру, первичную переподготовку: если в 2005 году было подготовлено пять врачей, то в 2014 году их число возросло до 14 (см. таблицу).
В то же время в регионе уделяется большое внимание повышению квалификации врачей первичного звена здравоохранения по онкологии, в том числе врачей общей практики.
Всего за период 2010–2014 годов 110 врачей прошли подготовку на циклах общего усовершенствования по онкологии, 46 — профессиональную подготовку на местных и центральных базах. Особенно важно, что за этот период прошли подготовку на курсах повышения квалификации 239 врачей разных специальностей.