По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.012:641.05 DOI:10.33920/igt-01-2012-07

Система мониторинга и оценки школьного питания

Л.Н. Рождественская канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В статье обобщены международные подходы в области создания эффективного управленческого инструментария, обеспечивающего возможность оперативного управления программами школьного питания разного масштаба — системы мониторинга и оценки. M&E system, как инструмент проектного управления, является наиболее актуальным и адекватным средством для снижения уровня неопределенности и обеспечения эффективности управленческих решений, используя возможности цифровизации. В работе предложены направления создания базового инструментария системы мониторинга и оценки национальных программ школьного питания и национального плана системы M&E программы школьного питания России.

Литература:

1. Monitoring and Evaluation of School-Based Health and Nutrition Programmes: A Participative Review Assessing the need for a generic framework and identifying good practices and limitations in existing resources [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.schoolsandhealth.org (last accessed 10.05.2020).

2. Monitoring and Evaluation Guidance for School Health Programs Thematic Indicators Supporting FRESH (Focusing Resources on Effective School Health) February 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.savethechildren.org/content/dam/global/reports/education-and-child-protection/fresh-thematic-indicators.pdf (last accessed 10.05.2020).

3. Hirschman J, Chriqui JF. School food and nutrition policy, monitoring and evaluation in the USA // Public Health Nutr. — 2013 Jun. — Vol. 16(6) :982-8. doi: 10.1017/S1368980012004144.

4. Black JL, Velazquez CE, Ahmadi N, Chapman GE, Carten S, Edward J, Shulhan S, Stephens T, Rojas A. Sustainability and public health nutrition at school: assessing the integration of healthy and environmentally sustainable food initiatives in Vancouver schools // Public Health Nutr. — 2015 Sep. — Vol. 18(13) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/25771940 (last accessed 10.05.2020).

5. Gelli A1, Espejo F. School feeding, moving from practice to policy: reflections on building sustainable monitoring and evaluation systems // Public Health Nutr. — 2013 Jun. — Vol. 16(6):995-9. doi: 10.1017/S1368980012003989.

6. Taylor JP1, McKenna ML, Butler GP. Monitoring and evaluating school nutrition and physical activity policies // Public Health. 2010 Jul-Aug [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/21133199 (last accessed 10.05.2020).

Программы школьного питания широко распространены в мире и имеют давнюю историю. Это обуславливает наличие определенной методологии и технологии их реализации, как результата объединения и анализа лучших практик. Несомненно, в зависимости от контекста страны: общего социально-экономического состояния, возможностей агропромышленного комплекса, уровня продовольственной безопасности, принятых пищевых стереотипов и сложившихся форм организации потребления, инструментарий для реализации национальных программ имеет существенные различия. Однако, ни одна национальная или региональная программа, как проект, не обходится без такого инструмента управления, как система мониторинга и оценки — M&E system.

Принцип построения таких систем можно определить, как постоянное отслеживание прогресса по целевым показателям проекта и обеспечение возможности оперативного контроля с осуществлением управленческих вмешательств при выявлении отклонений, выходящих за пределы заданных интервалов для контролируемых параметров. В то же время важно понимать, что логическая структура M&E, используемая при проектном управлении, описывает цепочки результатов программы [1]. Наиболее распространенная структура, используемая для M&E system — это логическая модель результатов, которая состоит из 5 компонентов:

M&E system работает с такими терминами, как:

Входы — входные данные или ресурсы: финансовые, человеческие информационные и материальные (оборудование, сырье и пр.), используемые в программе в целях развития школьного питания для обеспечения достижения целевых эффектов, а так же возможных побочных, полученных непреднамеренно.

Процессы: комплексы мероприятий, посредством реализации которых входные ресурсы преобразуются для достижения целых показателей программы.

Выходы: промежуточные результаты программных мероприятий, касающиеся качества и количества товаров и услуг, а также фактического количества участников / бенефициаров (получателей).

Результаты: целевые (предполагаемые программные) или достигнутые краткосрочные и среднесрочные последствия результатов осуществления процессов и полученных выходов программы. Результаты представляют изменения в условиях, которые происходят между завершением результатов и достижением воздействия. Измеряются с определенной периодичностью, обычно 1-2 раза в год.

Для Цитирования:
Л.Н. Рождественская, Система мониторинга и оценки школьного питания. Товаровед продовольственных товаров. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: