Программы школьного питания широко распространены в мире и имеют давнюю историю. Это обуславливает наличие определенной методологии и технологии их реализации, как результата объединения и анализа лучших практик. Несомненно, в зависимости от контекста страны: общего социально-экономического состояния, возможностей агропромышленного комплекса, уровня продовольственной безопасности, принятых пищевых стереотипов и сложившихся форм организации потребления, инструментарий для реализации национальных программ имеет существенные различия. Однако, ни одна национальная или региональная программа, как проект, не обходится без такого инструмента управления, как система мониторинга и оценки — M&E system.
Принцип построения таких систем можно определить, как постоянное отслеживание прогресса по целевым показателям проекта и обеспечение возможности оперативного контроля с осуществлением управленческих вмешательств при выявлении отклонений, выходящих за пределы заданных интервалов для контролируемых параметров. В то же время важно понимать, что логическая структура M&E, используемая при проектном управлении, описывает цепочки результатов программы [1]. Наиболее распространенная структура, используемая для M&E system — это логическая модель результатов, которая состоит из 5 компонентов:
M&E system работает с такими терминами, как:
Входы — входные данные или ресурсы: финансовые, человеческие информационные и материальные (оборудование, сырье и пр.), используемые в программе в целях развития школьного питания для обеспечения достижения целевых эффектов, а так же возможных побочных, полученных непреднамеренно.
Процессы: комплексы мероприятий, посредством реализации которых входные ресурсы преобразуются для достижения целых показателей программы.
Выходы: промежуточные результаты программных мероприятий, касающиеся качества и количества товаров и услуг, а также фактического количества участников / бенефициаров (получателей).
Результаты: целевые (предполагаемые программные) или достигнутые краткосрочные и среднесрочные последствия результатов осуществления процессов и полученных выходов программы. Результаты представляют изменения в условиях, которые происходят между завершением результатов и достижением воздействия. Измеряются с определенной периодичностью, обычно 1-2 раза в год.