Образование является одним из важнейших факторов развития общества. В связи с этим возрастает роль его качества, которое напрямую связано с конкурентоспособностью страны на мировом рынке.
Цель статьи — рассмотреть систему менеджмента качества (СМК) в сфере образования, ее основные принципы, этапы внедрения и преимущества.
Особое внимание уделяется роли руководства в обеспечении функционирования системы, а также мотивации сотрудников к участию в этом процессе.
СМК, внедренная в обучающем заведении, является неотъемлемым и важным элементом управления, способствует оптимизации его работы, сокращению издержек, укреплению позиций на рынке образовательных услуг. Ее внедрение в практику позволяет контролировать деятельность, вовремя обнаруживать недостатки и слабые места, оперативно устранять их.
Предприятие, внедрившее систему, постоянно улучшает качественные показатели своей работы с учетом потребностей учащихся. Эффективный менеджмент повышает удовлетворенность клиента, уровень получаемых знаний и навыков, конкурентоспособность на рынке.
Внедряемая модель должна соответствовать стандартам. Универсальным в области качества является ISO 9001:2015. В России применяются положения ГОСТ Р ИСО 9001-2015, которые подходят для внедрения на предприятиях, независимо от направления деятельности. Руководящие рекомендации по использованию ISO 9001 в сфере образования содержит ГОСТ Р 52614.2–2006, который является аналогом международного стандарта IWA 2:2003, основанного на принципах ISO 9001. ГОСТ Р 52614.2–2006 охватывает все аспекты, связанные с разработкой СМК, ее внедрением.
Получение сертификата — добровольное решение каждой компании. Сертификационные мероприятия заключаются в оценке соответствия действующей модели управления нормам, установленным ГОСТ Р / ИСО. По результатам аудита деятельности компания получает сертификат.
Статья будет полезна руководителям, преподавателям, а также иным лицам, заинтересованным вопросами обеспечения качества общеобразовательных услуг.