Вправовом и техническом регулировании на железнодорожном транспорте государств — членов Европейского союза произошло важное событие. С 16 июня 2020 года признаются утратившими силу Директива 2004/49/ЕС «О безопасности на железных дорогах Сообщества» [1] и Директива 2008/57/EC «О совместимости рельсовой сети дорог в пределах Сообщества» [2] вместе с теми директивами, которые последовательно вносили изменения в Директиву 2004/49/ ЕС и Директиву 2008/57/EC. С указанного момента вступают в свою полноправную силу новые редакции директив от 11.05.2016 соответственно:
● «О безопасности на железных дорогах» (Директива 2016/798) [3];
● «О совместимости рельсовых сетей дорог в пределах Европейского союза» (Директива 2016/797) [4].
Директивы, утратившие силу [1; 2], наряду с некоторыми другими директивами за время своего действия оказали огромное влияние на преобразование некогда разрозненных железных дорог государств — членов ЕС, со своими абсолютно различными правилами и организацией функционирования, в единый организм, нацеленный на создание единого европейского железнодорожного пространства и его дальнейшее развитие, на построение общей регулятивной базы в области безопасности на железных дорогах этого пространства.
В данной статье рассматривается только первая [3] из указанных новых директив и проводится ее сопоставление с утратившей силу Директивой [1].
Прежде всего необходимо отметить, что Директива 2004/49/ЕС [1] своими новаторскими подходами к обеспечению безопасности на железных дорогах оказала огромное влияние на деятельность не только западноевропейских участников железнодорожных перевозок, но и на железнодорожные компании и специалистов в области железнодорожной безопасности многих стран мира, в том числе Российской Федерации. Достаточно сказать, что система менеджмента безопасности (СМБ), этот главный инструмент для достижения подлинной безопасности, прописанный в этой Директиве, была взята за основу при создании систем менеджмента безопасности движения (СМБД) в филиалах ОАО «РЖД» и его дочерних обществах.