По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Система менеджмента безопасности в новой директиве ЕС

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются положения новой Директивы Европейского парламента и Совета Европы 2016/798 от 11.05.2016 «О безопасности на железнодорожном транспорте» в отношении тех предписаний, которые касаются системы менеджмента безопасности на железных дорогах государств — членов ЕС. Проводится сравнение этих предписаний с ранее действовавшими, которые были установлены Директивой 2004/49/EC от 29.04.2004. Указывается на целесообразность использования достижений ЕС в проработке единых подходов в вопросах обеспечения безопасности применительно как к единому железнодорожному пространству ЕАЭС, так и к железнодорожному транспорту в Российской Федерации.

Литература:

1. Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on safety on the Community’s railways and amending Council Directive 95/18/EC on the licensing of railway undertakings and Directive 2001/14/EC on the allocation of railway infrastructure capacity and the levying of charges for the use of railway infrastructure and safety certification // Official Journal of the European Union. L 164, 30 April 2004. Vol. 47, pp. 44–113.

2. Directive 2008/57/EC of the European Parliament and of the Council of 17 June 2008 on the interoperability of the rail system within the Community // Official Journal of the European Union. L 191, 18 July 2008. Vol. 51, pp. 1–45.

3. Directive (EU) 2016/798 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on railway safety (recast) // Official Journal of the European Union. L 138, 26 May 2016. Vol. 59, pp. 102–149.

4. Directive (EU) 2016/798 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on the interoperability of the rail system within the European Union (recast) // Official Journal of the European Union. L 138, 26 May 2016. Vol. 59, pp. 44–101.

5. Regulation (EC) №1371/2007 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2007 on rail passengers’ rights and obligations// Official Journal of the European Union. L 315, 3 December 2007. Vol, p. 14.

6. Рудановский В.М. Целевые показатели безопасности на железнодорожном транспорте // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2017. — №6. — C. 13–23.

7. Commission Directive 2014/88/EU of 9 July 2014 amending Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council as regards common safety indicators and common methods of calculating accident costs // Official Journal of the European Union. — L 201, 10.7.2014, p. 9.

Вправовом и техническом регулировании на железнодорожном транспорте государств — членов Европейского союза произошло важное событие. С 16 июня 2020 года признаются утратившими силу Директива 2004/49/ЕС «О безопасности на железных дорогах Сообщества» [1] и Директива 2008/57/EC «О совместимости рельсовой сети дорог в пределах Сообщества» [2] вместе с теми директивами, которые последовательно вносили изменения в Директиву 2004/49/ ЕС и Директиву 2008/57/EC. С указанного момента вступают в свою полноправную силу новые редакции директив от 11.05.2016 соответственно:

● «О безопасности на железных дорогах» (Директива 2016/798) [3];

● «О совместимости рельсовых сетей дорог в пределах Европейского союза» (Директива 2016/797) [4].

Директивы, утратившие силу [1; 2], наряду с некоторыми другими директивами за время своего действия оказали огромное влияние на преобразование некогда разрозненных железных дорог государств — членов ЕС, со своими абсолютно различными правилами и организацией функционирования, в единый организм, нацеленный на создание единого европейского железнодорожного пространства и его дальнейшее развитие, на построение общей регулятивной базы в области безопасности на железных дорогах этого пространства.

В данной статье рассматривается только первая [3] из указанных новых директив и проводится ее сопоставление с утратившей силу Директивой [1].

Прежде всего необходимо отметить, что Директива 2004/49/ЕС [1] своими новаторскими подходами к обеспечению безопасности на железных дорогах оказала огромное влияние на деятельность не только западноевропейских участников железнодорожных перевозок, но и на железнодорожные компании и специалистов в области железнодорожной безопасности многих стран мира, в том числе Российской Федерации. Достаточно сказать, что система менеджмента безопасности (СМБ), этот главный инструмент для достижения подлинной безопасности, прописанный в этой Директиве, была взята за основу при создании систем менеджмента безопасности движения (СМБД) в филиалах ОАО «РЖД» и его дочерних обществах.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Система менеджмента безопасности в новой директиве ЕС. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: