По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Система менеджмента безопасности в новой Директиве ЕС

В.М. Рудановский канд. техн. наук E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются положения новой Директивы Европейского парламента и Совета Европы 2016/798 от 11.05.2016. «О безопасности на железнодорожном транспорте» в отношении тех предписаний, которые касаются системы менеджмента безопасности на железных дорогах государств — членов ЕС. Проводится сравнение этих предписаний с ранее действовавшими, которые были установлены Директивой 2004/49/EC от 29.04.2004. Указывается на целесообразность использования достижений ЕС в проработке единых подходов в вопросах обеспечения безопасности применительно как к единому железнодорожному пространству ЕАЭС, так и железнодорожному транспорту в Российской Федерации.

Литература:

1. Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on safety on the Community’s railways and amending Council Directive 95/18/EC on the licensing of railway undertakings and Directive 2001/14/EC on the allocation of railway infrastructure capacity and the levying of charges for the use of railway infrastructure and safety certifi cation // Offi cial Journal of the European Union. L 164, 30 April 2004. Vol. 47, pp. 44–113.

2. Directive 2008/57/EC of the European Parliament and of the Council of 17 June 2008 on the interoperability of the rail system within the Community // Offi cial Journal of the European Union. L 191, 18 July 2008. Vol. 51, pp. 1–45).

3. Directive (EU) 2016/798 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on railway safety (recast) // Offi cial Journal of the European Union. L 138, 26 May 2016. Vol. 59, pp. 102–149.

4. Directive (EU) 2016/798 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on the interoperability of the rail system within the European Union (recast) // Offi cial Journal of the European Union. L 138, 26 May 2016. Vol. 59, pp. 44– 101.

5. Regulation (EC) No 1371/2007 of the European Parliament and of the Council of 23 October 2007 on rail passengers’ rights and obligations // Offi cial Journal of the European Union. L 315, 3 December 2007. Vol , pp. 14

6. Рудановский В.М. Целевые показатели безопасности на железнодорожном транспорте // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2017. — № 6. — C. 13–23

7. Commission Directive 2014/88/EU of 9 July 2014 amending Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council as regards common safety indicators and common methods of calculating accident costs // Offi cial Journal of the European Union. — L 201, 10.7.2014, pp. 9

В правовом и техническом регулировании на железнодорожном транспорте государств — членов Европейского союза произошло важное событие. С 16.06.2020 признаются утратившими силу Директива 2004/49/ЕС «О безопасности на железных дорогах Сообщества» [1] и Директива 2008/57/EC «О совместимости рельсовой сети дорог в пределах Сообщества» [2] вместе с теми директивами, которые последовательно вносили изменения в Директиву 2004/49/ЕС и Директиву 2008/57/EC. С указанного момента вступают в свою полноправную силу новые редакции директив от 11.05.2016 соответственно:

• «О безопасности на железных дорогах» (Директива 2016/798) [3];

• «О совместимости рельсовых сетей дорог в пределах Европейского союза» (Директива 2016/797) [4].

Директивы, утратившие силу [1, 2], наряду с некоторыми другими директивами, за время своего действия оказали огромное влияние на преобразование некогда разрозненных железных дорог государств — членов ЕС, со своими абсолютно различными правилами и организацией функционирования, в единый организм, нацеленный на создание единого Европейского железнодорожного пространства и его дальнейшее развитие, на построение общей регулятивной базы в области безопасности на железных дорогах этого пространства.

В данной статье рассматривается только первая [3] из указанных новых директив и проводится её сопоставление с утратившей силу Директивой [1].

Прежде всего необходимо отметить, что Директива 2004/49/ЕС [1] своими новаторскими подходами к обеспечению безопасности на железных дорогах оказала огромное влияние на деятельность не только западноевропейских участников железнодорожных перевозок, но и на железнодорожные компании и специалистов в области железнодорожной безопасности многих стран мира, в том числе Российской Федерации. Достаточно сказать, что система менеджмента безопасности (СМБ) — этот главный инструмент для достижения подлинной безопасности, прописанный в этой Директиве, — была взята за основу при создании систем менеджмента безопасности движения (СМБД) в филиалах ОАО «РЖД» и его дочерних обществах.

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Система менеджмента безопасности в новой Директиве ЕС. Железнодорожник. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: