В настоящее время создаются ограничения обслуживания внешнеторговой и перевозочной деятельности предприятий Российской Федерации в международных транспортных коридорах (МТК), контролируемых недружественными нам государствами. В этих условиях существенно возросло внимание к развитию и поиску альтернативных путей сообщения. Одним из таких путей стал МТК «Север — Юг», который дает возможность географически кратчайшим образом связать европейский регион России со странами юго-восточной и южной Азии.
Коридор включает железнодорожные, автомобильные, морские и речные пути, общей протяженностью 7200 км: от крупнейшего порта севера России — Санкт-Петербурга — до крупнейшего порта Индии — Мумбаи (рис. 1). В регионе Каспийского моря коридор разделяется на 3 маршрута:
• сухопутный западный (прямое железнодорожное сообщение Россия — Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) с последующей перегрузкой на автомобильный транспорт для перевозки по территории Ирана);
• сухопутный восточный (прямое железнодорожное сообщение Россия — Казахстан — Туркменистан — Иран с выходом на железнодорожную сеть Ирана через Акяйла (Туркменистан) — Инче-Бурун (Иран) или Сарахс);
• водный транскаспийский (мультимодальный маршрут с использованием российских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана в Каспийском бассейне).
Длительное время ему не уделялось первостепенного внимания, несмотря на то, что правительства Российской Федерации, Республики Индия, Исламской Республики Иран и Султаната Оман заключили еще 12 сентября 2000 года в г. Санкт-Петербурге соглашение об эффективном содействии международным транзитным перевозкам по территориям своих государств, через которые проходят пути сообщения данного коридора [1]. Соглашение ратифицировано Федеральным Собранием РФ (Федеральный закон от 12 марта 2002 года № 24ФЗ) и вступило в силу в Российской Федерации 16 мая 2002 года. В последующем к соглашению присоединились еще 6 государств: республики Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Армения, Сирия.