Процесс глобализации мирового хозяйства на основе информационнокоммуникационных технологий, развития мировых финансовых рынков и транснационализации воспроизводственных процессов способствуют все большей зависимости между странами. Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) определяют глобализацию мирового хозяйства как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастания объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировым потоком капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий»1.
Вместе с тем в условиях глобализации сложился нерегулируемый наднациональный рынок капитала, который не только порождает мировые финансовые кризисы, но и служит питательной средой для теневого бизнеса, коррупции и криминальных структур.
Изучение проблемы теневой экономики активно началось в нашей стране в 1990-х гг., когда одним из главных факторов новых частных богатств стал номенклатурный передел общественной собственности. Получив такой стартовый капитал и соответствующие льготы, квоты и лицензии, используя огромные неформальные связи, «новые русские богачи» смогли в короткие сроки за счет спекулятивных и полулегальных операций приобрести громадные состояния. Фактически формируются клановые структуры, обладающие огромными средствами, получаемыми в результате манипулирования бюджетными средствами и государственной собственностью. В стране происходит перераспределение национального дохода в пользу потребления и вывоз капитала.
Вся эта система постоянно воспроизводится, а механизм ее воспроизводства связан с наличием клановых структур, которые в большей степени доминируют в принятии многих решений в области политики и экономики.
Такого рода экономическая система, а ее также называют теневой экономикой, в которой не действует механизм экономического роста, а также закон конкуренции, а в основном действуют интересы кланов, их обогащение.