По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.3

Система ключевых показателей эффективности как инструмент контроля деятельности организаций государственного сектора

Вахрушина Мария Арамовна д-р экон. наук, профессор, профессор департамента бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: MAVahrushina@fa.ru, ORCID: 0000-0003-3896-5345
Симонова Светлана Владимировна начальник отдела документационного обеспечения и архивов Административно-правового управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, 105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1, e-mail: svetlanavl.simonova@gmail.com

В статье дана оценка уровня развития госсектора Российской Федерации и определено его влияние на стабильность экономики в период высокой неопределенности. Приведен обзор динамики прогрессивного использования системы ключевых показателей эффективности организаций государственного сектора. Выявлены положительные аспекты ориентации государственных организаций на достижение национальных целей развития государства. Выявлены потенциальные проблемы, связанные с реализацией «Методических рекомендаций по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава». Сделан вывод о практической значимости разработки методологии перехода от показателей эффективности организаций государственного сектора к обобщенным показателям национальных целей.

Литература:

1. Щукин П. Кудрин оценил роль государства в российской экономике. — URL: https://lenta.ru/news/2022/01/13/kud2/ (дата обращения: 20.03.2022).

2. Кудрин допустил рост доли госсектора в экономике России из-за пандемии. — URL: https://tass.ru/ekonomika/9166587 (дата обращения: 20.03.2022).

3. Госкорпорации и институты развития будут отчитываться об эффективности раз в квартал. — URL: https://www.interfax.ru/russia/808972 (дата обращения: 20.03.2022).

4. Пышкин А.Н. Методология формирования ключевых показателей эффективности институтов развития на примере национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» // Вестник университета. — 2021. — № 11. — С. 138–148. — URL: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-11-138-148 (дата обращения: 20.03.2022).

Быстроменяющиеся тенденции развития экономической ситуации в Российской Федерации, обусловленные социальными последствиями пандемии COVID-19, санкционными ограничениями, геополитическими рисками, создают негативный фон для экономического роста и требуют рационального подхода к государственному регулированию системы управления финансами на уровне государственной власти и системы внутреннего контроля в государственном секторе. Современная ситуация ставит новые задачи для системы государственного управления, в условиях высокой неопределенности системе государственного управления требуются эффективные и своевременные механизмы реагирования.

Контроль и оценка эффективности деятельности государственных организаций имеют ключевое значение для принятия стратегических решений в управлении, в том числе в части финансовой поддержки реального сектора экономики. По оценке Счетной палаты, в 2019 году на государственный сектор приходилось 53,1% ВВП против 31,2% в 2000-м [1]. По оценкам экспертов, доля государства в экономике Российской Федерации может вырасти на фоне последствий пандемии коронавируса, санкционных ограничений. Однако высокая доля государства в экономике, формально сдерживающая развитие конкуренции, по итогам 2020 года позволила не допустить значительного снижения ВВП России. По оценке Росстата, значение снижения ВВП России зафиксировано на уровне 3,0%, что заметно лучше показателей кризиса в 2009 году, допустившего снижение ВВП России на 7,8%. Номинальный объем ВВП России в 2020 году составил 107,0 трлн руб., в 2021 году номинальный объем ВВП составил 130,7 трлн руб.1. Особенно примечателен такой результат на фоне сильнейшей с середины XX века рецессии в мировой экономике.

По данным СПАРК, в настоящее время в полной или частичной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности находятся 149 тыс. предприятий2. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе онлайн-семинара «Влияние эпидемиологического кризиса на экономическое развитие» высказал мнение относительно роли государства в экономике: «Сейчас мы имеем риски дополнительного увеличения доли государства в силу слабости ряда отраслей. Хотелось бы преодолеть этот риск и способствовать развитию частного сектора. Самый большой удар пришелся по сектору малого и среднего бизнеса. Надеюсь, крупные нефтяные компании, как частные, так и государственные, удержатся, хотя тоже просят государственной помощи. А вот средний и малый бизнес серьезно пострадал. Здесь Правительство России должно принять серьезные меры по поддержке этого сектора в ближайшие годы». При этом, по словам главы Счетной палаты, Россия сможет сохранить конкурентоспособность в мировой экономике только при росте производительности труда. «Россия и так отстает в среднем в два раза по производительности от Европы, и для нас это особенно остро. Но впредь мы сможем быть конкурентными и сохранять привлекательность и экономику, только если будем наращивать производительность», — отметил Алексей Кудрин [2].

Для Цитирования:
Вахрушина Мария Арамовна, Симонова Светлана Владимировна, Система ключевых показателей эффективности как инструмент контроля деятельности организаций государственного сектора. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: