Быстроменяющиеся тенденции развития экономической ситуации в Российской Федерации, обусловленные социальными последствиями пандемии COVID-19, санкционными ограничениями, геополитическими рисками, создают негативный фон для экономического роста и требуют рационального подхода к государственному регулированию системы управления финансами на уровне государственной власти и системы внутреннего контроля в государственном секторе. Современная ситуация ставит новые задачи для системы государственного управления, в условиях высокой неопределенности системе государственного управления требуются эффективные и своевременные механизмы реагирования.
Контроль и оценка эффективности деятельности государственных организаций имеют ключевое значение для принятия стратегических решений в управлении, в том числе в части финансовой поддержки реального сектора экономики. По оценке Счетной палаты, в 2019 году на государственный сектор приходилось 53,1% ВВП против 31,2% в 2000-м [1]. По оценкам экспертов, доля государства в экономике Российской Федерации может вырасти на фоне последствий пандемии коронавируса, санкционных ограничений. Однако высокая доля государства в экономике, формально сдерживающая развитие конкуренции, по итогам 2020 года позволила не допустить значительного снижения ВВП России. По оценке Росстата, значение снижения ВВП России зафиксировано на уровне 3,0%, что заметно лучше показателей кризиса в 2009 году, допустившего снижение ВВП России на 7,8%. Номинальный объем ВВП России в 2020 году составил 107,0 трлн руб., в 2021 году номинальный объем ВВП составил 130,7 трлн руб.1. Особенно примечателен такой результат на фоне сильнейшей с середины XX века рецессии в мировой экономике.
По данным СПАРК, в настоящее время в полной или частичной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности находятся 149 тыс. предприятий2. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе онлайн-семинара «Влияние эпидемиологического кризиса на экономическое развитие» высказал мнение относительно роли государства в экономике: «Сейчас мы имеем риски дополнительного увеличения доли государства в силу слабости ряда отраслей. Хотелось бы преодолеть этот риск и способствовать развитию частного сектора. Самый большой удар пришелся по сектору малого и среднего бизнеса. Надеюсь, крупные нефтяные компании, как частные, так и государственные, удержатся, хотя тоже просят государственной помощи. А вот средний и малый бизнес серьезно пострадал. Здесь Правительство России должно принять серьезные меры по поддержке этого сектора в ближайшие годы». При этом, по словам главы Счетной палаты, Россия сможет сохранить конкурентоспособность в мировой экономике только при росте производительности труда. «Россия и так отстает в среднем в два раза по производительности от Европы, и для нас это особенно остро. Но впредь мы сможем быть конкурентными и сохранять привлекательность и экономику, только если будем наращивать производительность», — отметил Алексей Кудрин [2].