Источники российского трудового права, являясь составной частью системы источников российского права, характеризуются чертами, которые свойственны всем источникам права, то есть множественностью, строгой иерархией и верховенством закона. Множественность источников трудового права обусловлена тем, что правотворческие функции осуществляются не каким-либо одним уполномоченным органом, а многими органами государства, а также отражают федеративное устройство РФ, которое предполагает сочетание нормотворчества органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Поскольку совокупность источников трудового права обладает рядом специфических свойств именно как система, множественность источников трудового права не означает, что их многообразие произвольно. В Конституции РФ закреплены определенные принципы построения системы источников права (ст. 15 Конституции РФ). Система источников трудового права предопределена также закрепленной в Конституции РФ системой органов государственной власти, определяющей место органа в иерархии государственных органов и его компетенцию.
Кроме того, в трудовом праве выделяют такие специфические источники права, как социально-партнерские соглашения и коллективные договоры, наличие которых обусловлено становлением и развитием договорного метода регулирования трудовых отношений. О.В. Смирнов считал, что соглашения в юридической иерархии источников трудового права стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, то есть занимают промежуточное положение [1].
При таком подходе социально-партнерские соглашения и коллективные договоры включаются наряду с законами и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в единую иерархическую структуру системы источников трудового права.
Вместе с тем при определении места социально-партнерских соглашений и коллективных договоров в системе источников трудового права, на наш взгляд, не учитывается ряд обстоятельств: их внутренняя иерархия, обусловленная подчинением соглашений, принимаемых на более низком уровне, соглашениям, принимаемым на более высоком уровне; связи между федеральными нормативными правовыми актами и соглашениями, принимаемыми на федеральном уровне, нормативными правовыми актами субъекта РФ и соглашениями, принимаемыми на уровне субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и территориальными соглашениями, соглашениями различных видов, принимаемыми на соответствующих уровнях, и коллективным договором, коллективным договором и иными локальными нормативными актами, регулирующими социально-трудовые отношения и принимаемыми работодателем; связи между различными видами социально-партнерских соглашений (общими, тарифными, отраслевыми и др.).